Выбор тех или иных методов защиты обусловлен балансом между необходимостью их использования и возможностью их реализации. При этом необходимость практически всегда определена, а возможность всегда ограничена либо техническими, либо экономическими причинами. Однако выбор между необходимостью и возможностью существует, и задача разработчика – принять обоснованное решение.
К важнейшим из организационных методов относятся все те, что обеспечивают необходимые собственные свойства человека:
- профессиональный отбор на рабочее место;
- профессиональное обучение.
Профессиональный отбор проводится на основании профессиограмм рабочих мест и технологических процессов. В профессиограммах указывается, какими психофизиологическими качествами должен обладать работающий:
- вниманием,
- памятью,
- скоростью реакции,
- силой,
- выносливостью,
- переключением внимания, моторными действиями и т.д.
Исходя из перечня необходимых качеств, составляются тесты для профессионального отбора на конкретную должность, что позволяет избежать травм и гибели людей в процессе их профессиональной деятельности.
|
|
Профессиональное обучение ставит перед собой задачу добиться правильного с точки зрения технологии и безопасности выполнения операций на конкретном рабочем месте или в конкретном технологическом процессе. Эта задача решается путем теоретического и практического обучения с тем, чтобы на рабочем месте вероятность своевременного и безошибочного выполнения операций была максимально близка к единице.
Вероятность своевременного и безошибочного выполнения работы оценивается следующим образом:
, (2.1)
где N – общее количество операций, выполняемых работающим,
n ош – количество операций, выполняемых с ошибками,
τпр – продолжительность процесса,
τнс – продолжительность операций, выполняемых несвоевременно.
Для различных рабочих мест и технологических процессов устанавливается, исходя из сущности процесса и возможных исследований ошибок и несвоевременного выполнения операций допустимая величина , меньше которой человека к работе допускать нельзя. Обучение должно подготовить человека с вероятностью своевременного и безошибочного выполнения операций, большего допустимого уровня. Поскольку человеческой природе свойственно забывание, то периодически обучение должно повторяться. Причем забывание идет у всех, даже постоянно работающим на данном рабочем месте. Известно, что процесс забывания подчинен экспоненциальному закону (рис.2.3).
, (2.2)
где k 3 - коэффициент забывания.
По (2.1) можно определить, через какой промежуток времени необходимо провести повторное обучение
|
|
. (2.3)
Психофизиологический отбор определил границы k 3, значения установлены исходя из сущности рабочего места, поэтому значения периода между двумя обучениями легко могут быть найдены. Наиболее эффективно практическое обучение до величины с помощью тренажеров, полностью имитирующих действия обучаемых.
Организационные методы обеспечивают в значительной мере, но не полностью, реализацию защиты , а так же . Полная реализация этих защит возможна только в совокупности с техническими средствами.