Содержание организационных методов защиты

Выбор тех или иных методов защиты обусловлен балансом между необходимостью их использования и возможностью их реализации. При этом необходимость практически всегда определена, а возможность всегда ограничена либо техническими, либо экономическими причинами. Однако выбор между необходимостью и возможностью существует, и задача разработчика – принять обоснованное решение.

К важнейшим из организационных методов относятся все те, что обеспечивают необходимые собственные свойства человека:

- профессиональный отбор на рабочее место;

- профессиональное обучение.

Профессиональный отбор проводится на основании профессиограмм рабочих мест и технологических процессов. В профессиограммах указывается, какими психофизиологическими качествами должен обладать работающий:

- вниманием,

- памятью,

- скоростью реакции,

- силой,

- выносливостью,

- переключением внимания, моторными действиями и т.д.

Исходя из перечня необходимых качеств, составляются тесты для профессионального отбора на конкретную должность, что позволяет избежать травм и гибели людей в процессе их профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение ставит перед собой задачу добиться правильного с точки зрения технологии и безопасности выполнения операций на конкретном рабочем месте или в конкретном технологическом процессе. Эта задача решается путем теоретического и практического обучения с тем, чтобы на рабочем месте вероятность своевременного и безошибочного выполнения операций была максимально близка к единице.

Вероятность своевременного и безошибочного выполнения работы оценивается следующим образом:

, (2.1)

где N – общее количество операций, выполняемых работающим,

n ош – количество операций, выполняемых с ошибками,

τпр – продолжительность процесса,

τнс – продолжительность операций, выполняемых несвоевременно.

Для различных рабочих мест и технологических процессов устанавливается, исходя из сущности процесса и возможных исследований ошибок и несвоевременного выполнения операций допустимая величина , меньше которой человека к работе допускать нельзя. Обучение должно подготовить человека с вероятностью своевременного и безошибочного выполнения операций, большего допустимого уровня. Поскольку человеческой природе свойственно забывание, то периодически обучение должно повторяться. Причем забывание идет у всех, даже постоянно работающим на данном рабочем месте. Известно, что процесс забывания подчинен экспоненциальному закону (рис.2.3).

, (2.2)

где k 3 - коэффициент забывания.

По (2.1) можно определить, через какой промежуток времени необходимо провести повторное обучение

. (2.3)

Психофизиологический отбор определил границы k 3, значения установлены исходя из сущности рабочего места, поэтому значения периода между двумя обучениями легко могут быть найдены. Наиболее эффективно практическое обучение до величины с помощью тренажеров, полностью имитирующих действия обучаемых.

Организационные методы обеспечивают в значительной мере, но не полностью, реализацию защиты , а так же . Полная реализация этих защит возможна только в совокупности с техническими средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: