Восток и Запад в истории Японии

Заимствуя китайскую модель развития, Япония восприняла и идею сильной централизованной власти. Но молодая японская государственность не могла, конечно, реализовать этот принцип в жизни, она не набрала еще для этого достаточной силы. Император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба - Тэнно, имел весьма ограниченные возможности, чтобы править страной.

Все эти процессы шли в обстановке феодальной раздробленности, борьбы различных кланов, которая на рубеже XV-XVI вв. привела к тому, что Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны в конце концов вызвали экономический кризис и породили социальную нестабильность; год от года росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Перед Японией остро встала проблема объединения страны и усиления центральной власти.

Эта сложная задача решалась на протяжении многих лет различными политическими деятелями; окончательного успеха добился Токугава Иэясу. Покорив мятежных феодалов, он провозгласил себя в 1603 г. сегуном (в переводе с японского "военачальник") и приступил к реформам, которые должны были укрепить центральную власть.

Токугава сохранил за феодалами право владения землями. Они по-прежнему осуществляли суд и административное управление, имели своих вассалов-самураев, но их доходы теперь строго учитывались. Феодалы должны были подчиняться общегосударственным законам, они не могли больше вести междоусобные войны, не говоря уже о выступлениях против центральной власти. В противном случае их ждала конфискация имущества или перемещение в другие районы.

Могущество феодалов было значительно ослаблено тем, что из их ведения изъяли города. Теперь они управлялись специальными чиновниками сегуна. Как и в Китае, ремесленники облагались тяжелыми налогами, а вся их деятельность строго регламентировалась.

Крестьянам запрещалось покидать свою землю; система запретов со стороны государства коснулась даже их быта: им не разрешалось носить шелковую одежду, украшать свои жилища, устраивать празднества.

Кроме того, страна объявлялась закрытой; внешняя торговля концентрировалась в руках правительства и служила существенным источником его доходов. Эта мера наносила серьезный удар по быстро набиравшей силу и богатевшей торговой буржуазии.

Сёгунат рода Токугавы просуществовал очень долго - вплоть до середины XIX в.

Режим Токугавы дал стране стабилизацию, на определенное время был преодолен экономический кризис. Именно в этот период "восточное" начало заявило о себе во весь голос. Оно проявилось в деспотичной форме правления, вмешательстве государства в экономические процессы, в частную жизнь людей. Но предшествующий период "свободного" развития Японии не пропал бесследно: сёгунат был вынужден считаться с правами владельцев даймё на частную земельную собственность, с зарождающимися буржуазными отношениями, хотя и пытался провести их огосударствление. Процесс рождения нового общества шел, хотя и в замедленном темпе, и в конце концов привел в 1868 г. к знаменитым реформам Мэйдзи, когда западная модель вновь вышла на первый план.

26. Японская национальная культура в конце XIX – первой половине XX вв.

В Японии - единственной азиатской стране, успевшей к началу 20-го века сложиться в крупную капиталистическую державу, - традиционное национальное искусство и "европейское" направления были вовлечены в столкновение общественных движений и государственной политики. Но в архитектуре массовых и уникальных зданий (мемориал Мэйдзи в Токио, 1915 - 1918) сохранялся все еще традиционный опыт.

Но насущные потребности побудили также быстро освоить новую типологию зданий, строительство из кирпича, металлические конструкции, железобетон, а вместе с этими новшествами в творчестве ее мастеров, учившихся в Европе и Японии, распространилась европейская архитектурная эклектика (архитектор Тацуно Кинго - вокзал в Токио, 1914; архитектор Катаяма Отокума - дворец Акасака в Токио, 1899 - 1908).

Серьезные потрясения переживает на рубеже 19 - 20 веков японская национальная живопись тушью и водяными красками (нихонга). Ее на тот момент наиболее творческие силы (Тэссай Томиока, Ёкояма Тайкан, Такэути Сэйхо, выступавший позже с социальными рисунками Хирафаку Хякусуй и другие) стремятся к более открытому и непосредственному восприятию мира и переходят от линеарных (плоских) изображений, замкнутых плавными контурами, к более свободной манере, прибегающей к светотеневым эффектам.

В свою очередь в живописи маслом европейского типа (ёга), сложившейся в Японии в середине 19 века и успевшей потерпеть гонения от властей, образуется несколько тенденций: пейзаж, жанровая живопись на народные темы - повествовательная у Асаи Тю, Вада Эйсаку, более экспрессивная у Аоки Сиггеру и также тяготеющая к европейскому опыту, но чуждающаяся этих сторон жизни живопись Кисида Рэсай; пленэрная бытовая живопись (Курода Сэйки) и первые соприкосновения с европейским модернизмом.

Скульптура, где наряду с мастерами полуремесленной деревянной пластики выступают ученики Родена, не завоевала значительного места. Графика, питавшаяся мощными местными традициями, напротив, начала быстро обретать новую почву, выбросив первые побеги политического газетного рисунка.

27. Культура индустриального и постиндустриального общества Японии.

Переход к индустриальному обществу в Японии состоялся позднее, чем в странах Западной Европы и США, и к середине XIX ст. Япония была типичной аграрной страной, в которой властвовала феодальная система хозяйства, формировалось мануфактурное производство.

Политическая раздробленность страны, сложная социальная структура общества, в которой господствующее положение занимали самураи (около 7% все население) тормозили становления индустриального уклада. Крестьянство страны составляло 80% от общего количества населения, купцы и ремесленники были малочисленным сословием и не проявляли предпринимательской активности. Страна находилась в самоизоляции от внешнего мира.

Изменения в развития Японии начали происходить с 1853 г., когда небольшая американская эскадра под командованием командора Перри вошла в Токийскую бухту и заставила Японию открыться для торговли из США, а потом и с другими государствами.

Торговля с экономически более развитыми странами имела отрицательные последствия для японской экономики, вызвала социальное недовольство, которое вылилось в революцию "Мейдзи" — государственный переворот 1868 г., вследствие которого был ликвидирован феодальный режим Токугава и начат процесс модернизации. Важным результатом революции была ликвидация феодальных владений и привилегий. Однако аристократия получила возмещения денежной наличностью и облигациями, которые были инвестированы в производство, в индустриализацию. Была проведенная аграрная реформа, которая изменила систему землевладения, модернизировала тогдашнее аграрное японское общество, создала условия для развития промышленности.

Государство сыграло важную роль в индустриализации — правительство создавало свои собственные предприятия — фабрики, которые действовали как государственные с широким привлечением иностранных специалистов для их руководства. Со временем правительство передало эти предприятия в частные руки по низким ценам. Правительство выполняло функции научно-исследовательского и опытно-конструкторского учреждения для новых предпринимателей и постепенно перестало принимать непосредственное участие в производственном процессе.

Ликвидация феодальных отношений в Японии создала рынок свободной рабочей силы, люди всех состояний стали свободными, а частная собственность и частное предпринимательство были защищенными от произвола старой аристократии. Кроме этого, правительство всячески оказывало содействие развитию системы общего образования.

В Японии начинает формироваться сословие предпринимателей. В него вливались бывшие воины-самураи, которые привнесло в новую деловую этику традиции старого самурайского кодекса — честность, преданность делу и дисциплину. Самураи сыграли решающую роль в образовании нового предпринимательства.

Значительное место в индустриализации Японии принадлежало иностранному капиталу, но в целом японцы полагались на собственные сбережения. Это хотя и задерживало "взлет" экономики, но делало ее стойкой и надежной в следующие десятилетия.

Становлению индустриального общества в Японии оказывала содействие аграрная и прочие реформы 70-х лет XIX ст. Они ликвидировали феодальные права самураев на землю, закрепили земельные наделы за крестьянами. Правда, значительная часть крестьянства осталась мало- и безземельной.

В стране начался промышленный переворот и одновременно индустриализация, которые проходило ускоренными темпами. Вместе с тем, целесообразно отметить, что накануне Первой мировой войны Япония оставалась аграрно-индустриальной страной, 60% ее население было занято в сельском хозяйстве.

ИЛИ

Переход к индустриальному обществу в Японии состоялся позднее, чем в странах Западной Европы и США, и имел ряд особенностей. К середине XIX ст. Япония была типичной аграрной страной, в которой властвовала феодальная система хозяйства, формировалось мануфактурное производство.

Политическая раздробленность страны, сложная социальная структура общества, в которой господствующее положение занимали самураи (около 7% все население) тормозили становления индустриального уклада. Крестьянство страны составляло 80% от общего количества населения, купцы и ремесленники были малочисленным сословием и не проявляли предпринимательской активности. Страна находилась в самоизоляции от внешнего мира.

Изменения в развития Японии начали происходить с 1853 г., когда небольшая американская эскадра под командованием командора Перри вошла в Токийскую бухту и заставила Японию открыться для торговли из США, а потом и с другими государствами.

Торговля с экономически более развитыми странами имела отрицательные последствия для японской экономики, вызвала социальное недовольство, которое вылилось в революцию "Мейдзи" — государственный переворот 1868 г., вследствие которого был ликвидирован феодальный режим Токугава и начат процесс модернизации. Важным результатом революции была ликвидация феодальных владений и привилегий. Однако аристократия получила возмещения денежной наличностью и облигациями, которые были инвестированы в производство, в индустриализацию. Была проведенная аграрная реформа, которая изменила систему землевладения, модернизировала тогдашнее аграрное японское общество, создала условия для развития промышленности.

Государство сыграло важную роль в индустриализации — правительство создавало свои собственные предприятия — фабрики, которые действовали как государственные с широким привлечением иностранных специалистов для их руководства. Со временем правительство передало эти предприятия в частные руки по низким ценам. Правительство выполняло функции научно-исследовательского и опытно-конструкторского учреждения для новых предпринимателей и постепенно перестало принимать непосредственное участие в производственном процессе.

Ликвидация феодальных отношений в Японии создала рынок свободной рабочей силы, люди всех состояний стали свободными, а частная собственность и частное предпринимательство были защищенными от произвола старой аристократии. Кроме этого, правительство всячески оказывало содействие развитию системы общего образования.

В Японии начинает формироваться сословие предпринимателей. В него вливались бывшие воины-самураи, которые привнесло в новую деловую этику традиции старого самурайского кодекса — честность, преданность делу и дисциплину. Самураи сыграли решающую роль в образовании нового предпринимательства.

Значительное место в индустриализации Японии принадлежало иностранному капиталу, но в целом японцы полагались на собственные сбережения. Это хотя и задерживало "взлет" экономики, но делало ее стойкой и надежной в следующие десятилетия.

Становлению индустриального общества в Японии оказывала содействие аграрная и прочие реформы 70-х лет XIX ст. Они ликвидировали феодальные права самураев на землю, закрепили земельные наделы за крестьянами. Правда, значительная часть крестьянства осталась мало- и безземельной.

В стране начался промышленный переворот и одновременно индустриализация, которые проходило ускоренными темпами. Вместе с тем, целесообразно отметить, что накануне Первой мировой войны Япония оставалась аграрно-индустриальной страной, 60% ее население было занято в сельском хозяйстве.

Значительная роль в формировании идеологической оппозиции сёгунату принадлежала и сторонникам школы «национальной науки» (кокугаку). Крупнейшим представителем этого идейного течения в первой половине XIX в. стал Хирата Ацутанэ (1776—1843). Основным пафосом его трудов, посвященных древним памятникам японской словесности и религии синто, служит возвеличивание древней монархии как исконно японской формы правления, которую Хирата противопоставлял современному ему строю, считая его «узурпаторским». В литературе и театре запрещалось изображать современные события, под запрет попадали не только произведения отдельных авторов, но и целые жанры. Писателям вменялось в обязанность неукоснительно проводить в творчестве принципы конфуцианской этики. Эпоха застоя, мрака, отчаяния — так характеризуют первую половину XIX в. японские историки — не могла не найти отражения и в специфике культуры. Ценность человеческой личности самой по себе, вдохновенно воспетая писателями XVII в., в этой литературе заметно падает. Человек изображается как один из многих участников событий, его личная судьба представляет интерес лишь постольку, поскольку она связана с судьбой рода или клана. В поэзии того периода господствовала противоположная тенденция — опрощение всего арсенала изобразительных средств. Не охватывал он и всех жанров повествовательной литературы. Вне основного стиля эпохи шло и развитие демократической прозы на разговорном языке (формирование любовного и комического романа). Это была литература, устремленная к действительности.

Первая половина XIX в. — период расцвета эдоской, т. е. столичной, культуры, которая к концу XVIII в. пришла на смену культуре Камигата — западных городов Киото и Осака, до той поры являвшихся средоточием культурной жизни Японии. Этот сдвиг, свидетельствующий о превращении сёгунской столицы Эдо в

627

общенациональный культурный центр, отразился и в языке: в литературе господствующее положение занял восточный кантоский диалект, тогда как значительная часть предшествующей литературы создавалась на кансайском диалекте — языке Киото и Осаки. Процесс перемещения культуры с запада на восток заметно изменил картину культурной жизни, обусловил известный разрыв с традицией, отразился в особенностях развития литературы.

Япония – это страна жаркого и влажного климата, плодородной почвы. Так как землетрясения в ней происходили довольно часто, крестьянские дома в Японии строились из бамбуковых жердей.

Постиндустриальное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: