Механизм принятия решений

Общественный выбор на практике осуществляется через систему политических институтов, эффективность которой зависит от прин­ципов, на которых она строится. В демократических странах полити­ческая система может быть организована в виде прямой и представи­тельной демократии.

При прямой демократии каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по конкретному вопросу.

При представительной демократии граждане делегируют свои права избираемым в законодательные органы представителям, кото­рые принимают решения.

Положительные стороны прямой демократии: прямая демократия позволяет принять решение, отвечающее интересам большинства чле­нов общества; при представительной демократии: издержки принятия решения значительно ниже, так как нет необходимости собирать ре­ферендум по каждому случаю, связанному с изменением законода­тельства.

Отрицательные стороны прямой демократии: более высокие из­держки принятия решений; представительной демократии: значи­тельно возрастает риск того, что решение будет принято в интересах отдельных лиц или группы лиц, а не общества в целом.

Существует целый ряд способов, связанных с механизмом голо­сования, благодаря которым чиновникам удается проводить решения, отвечающие их личным интересам.

Парадокс голосования, или «Парадокс Кондорсе» - это про­тиворечие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действенных предпочтений общества относительно экономических благ.

Теорема Эрроу о невозможности утверждает, что не существу­ет правила коллективного выбора, удовлетворяющего одновременно шести требованиям: полнота, универсальность, транзитивность, еди­ногласие, независимость от посторонних альтернатив, отсутствие «диктатора». Таким образом, при наличии разнонаправленных инте­ресов безупречное демократическое устройство государства вряд ли возможно.

В качестве инструментов для достижения политиками своих це­лей используются лоббизм и логроллинг.

Лоббизм (от англ. lobby - кулуары) - особая система и практика реализации интересов отдельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодатель­ные и исполнительные органы государственной власти.

Логроллинг (от англ. logrolling - взаимные услуги) - практика взаимной поддержки политиков из разных партий, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем «торговли голосами» (по принципу «я голосую за тебя, а ты - за меня»), в результате чего мо­гут приниматься решения, приносящие выгоды отдельным группам давления.

В силу перечисленных факторов происходит принятие решений, значительно увеличивающих издержки управления экономической системой.

При определении общественного выбора в государстве возника­ет проблема института коррупции, который можно рассматривать как процесс формирования постоянно воспроизводящихся устойчивых неформальных отношений в обществе, которые влияют на рост трансакционных издержек и снижают эффективность экономической сис­темы в целом. Эти отношения получили распространение во всех странах как на микроуровне - взятки мелкому чиновнику, так и на макроуровне - взятка высокопоставленному государственному чи­новнику, депутату или члену правительства. Таким образом, можно говорить об институционализации коррупции.

Процесс институционализации коррупции означает синтез адми­нистративной и политической коррупции, когда решения принима­ются коррумпированными политиками не в интересах частных ком­паний, а в интересах коррумпированных бюрократических структур. Этот вид коррупции возникает потому, что центральная власть не в состоянии контролировать все сферы экономической жизни. Борьба с коррупцией ведется на уровне международных организаций, так как есть подобные программы в каждой стране. В России, например, соз­дан свой Национальный антикоррупционный комитет, основная цель которого - консолидировать все силы гражданского общества в борь­бе с коррупцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: