Общественный выбор на практике осуществляется через систему политических институтов, эффективность которой зависит от принципов, на которых она строится. В демократических странах политическая система может быть организована в виде прямой и представительной демократии.
При прямой демократии каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по конкретному вопросу.
При представительной демократии граждане делегируют свои права избираемым в законодательные органы представителям, которые принимают решения.
Положительные стороны прямой демократии: прямая демократия позволяет принять решение, отвечающее интересам большинства членов общества; при представительной демократии: издержки принятия решения значительно ниже, так как нет необходимости собирать референдум по каждому случаю, связанному с изменением законодательства.
Отрицательные стороны прямой демократии: более высокие издержки принятия решений; представительной демократии: значительно возрастает риск того, что решение будет принято в интересах отдельных лиц или группы лиц, а не общества в целом.
Существует целый ряд способов, связанных с механизмом голосования, благодаря которым чиновникам удается проводить решения, отвечающие их личным интересам.
Парадокс голосования, или «Парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действенных предпочтений общества относительно экономических благ.
Теорема Эрроу о невозможности утверждает, что не существует правила коллективного выбора, удовлетворяющего одновременно шести требованиям: полнота, универсальность, транзитивность, единогласие, независимость от посторонних альтернатив, отсутствие «диктатора». Таким образом, при наличии разнонаправленных интересов безупречное демократическое устройство государства вряд ли возможно.
В качестве инструментов для достижения политиками своих целей используются лоббизм и логроллинг.
Лоббизм (от англ. lobby - кулуары) - особая система и практика реализации интересов отдельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти.
Логроллинг (от англ. logrolling - взаимные услуги) - практика взаимной поддержки политиков из разных партий, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем «торговли голосами» (по принципу «я голосую за тебя, а ты - за меня»), в результате чего могут приниматься решения, приносящие выгоды отдельным группам давления.
В силу перечисленных факторов происходит принятие решений, значительно увеличивающих издержки управления экономической системой.
При определении общественного выбора в государстве возникает проблема института коррупции, который можно рассматривать как процесс формирования постоянно воспроизводящихся устойчивых неформальных отношений в обществе, которые влияют на рост трансакционных издержек и снижают эффективность экономической системы в целом. Эти отношения получили распространение во всех странах как на микроуровне - взятки мелкому чиновнику, так и на макроуровне - взятка высокопоставленному государственному чиновнику, депутату или члену правительства. Таким образом, можно говорить об институционализации коррупции.
Процесс институционализации коррупции означает синтез административной и политической коррупции, когда решения принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных компаний, а в интересах коррумпированных бюрократических структур. Этот вид коррупции возникает потому, что центральная власть не в состоянии контролировать все сферы экономической жизни. Борьба с коррупцией ведется на уровне международных организаций, так как есть подобные программы в каждой стране. В России, например, создан свой Национальный антикоррупционный комитет, основная цель которого - консолидировать все силы гражданского общества в борьбе с коррупцией.