Сущность индивидуального подхода к детям. Условия и этапы его осуществления

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской,так и зарубежной. Уже в пед системе Я.А.Коменского –чешского педагога – четко обозначены, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и инд особенностей и выявлять эти особенности путем систематиче-ских наблюдений. Русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширнуюметодику приемов индиви-дуального подхода к детям, основыпрофилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же времяон высказал мнение, нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем са-мым,подчеркнув творческий характер решения проблемы.Педагоги и общественные деятели дорево-люционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального под-хода,внедрению их в практику. Так,Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитате-лями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка. В воспитании детейона отво-дила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным сред-ством.. Н.К.Крупская рассматривала развитие инд. качеств каждого ребенка как обязательное и не-обходимое условие его всестороннего воспитания.Воспитание личности, указывалаН.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе обиндивидуальном подходе к детям, обра-щала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрытьсяего индивидуальность, способности.Н.К.Крупская отмечала особое значение индивиду-ального подхода в развитии интересов и способностей детей. В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуальногоподхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспи-тания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственныхкачеств, способностей, интере-сов в соответствии с задачами подготовкидетей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманноеотношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понятьего сложный духовный мир.А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детямочень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитаниидетей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программувоспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Методологическое обоснование и теоретические положения в трудахН.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи.Советские психологиА.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другиезанимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видових деятельности необходимо рассматривать как определеннуювзаимосвязанную систему.Первым звеном этой системы является: 1)изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспита-нии2)Учет индивидуальных особенностей.(Большое внимание необходимо уделять изучению чув-ственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, ктоотличается повышенной раз-дражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов стоварищами3)Единство осуществления индивидуального подхода в детскомсаду и семье. Специфика организации индивидуального подхода.1. В процессе трудового воспитания.В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подходаприобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовомвоспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственномоблике, волевых качествах, интерес к занятиям.2. В процессе игровой деятельности.В игре проявляются и через нее Принцип индивидуального подхода.Личностный подход.Пути учета личностного подхода.Этот принцип очень важен, т.к. особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы у детей неодинаковы.А для получения желаемого результата обучения необходимо учитывать эти обстоятельства. В наше время широкое распространение получила идея личностно-ориентированного обучения.В современных условиях существуют два пути учета индивидуальных особенностей:индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программесовсеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);дифференциация (разделение детей на однородные группы по особенностям,возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).


15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: