Основные компоненты и показатели целостности развития в период дошкольного детства

Развитие-процесс количественных и качественных изменений физ., псих., духовных сил человека, происходящий под влиянием обучения, воспитания, вследствие развёртывания биологических задатков под влиянием социальной среды.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру. Компоненты процесса воспитания

(Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.

3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание.

4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств. Общепринятым положением в отечественной психологии является мысль о том, что целостное развитие ребенка осуществляется одновременно по линиям: – познавательной сферы (становление высших психических функций, интеллекта, развитие познания); – психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов деятельности); – личности (направленность ценностных ориентаций, само-сознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.) Развитие проявляется в количественных и качественных изменениях. Количественные изменения, согласно законам диалектики, обусловливают возникновение качественных изменений. На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле – это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит из него. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Целенаправленный характер воспитания определяет основные направления педагогического руководства развитием разных сторон ребенка: физической, социально-личностной, познавательной, художественно-эстетической.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: