Задачи воспитания детей первого года жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития, тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития, проявление сенсомоторной потребности, ярко выраженная эмоциональность, большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям, потребность в общении с взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

- обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

- формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения к взрослым и детям;

- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы:

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное - первые 3-4 недели);

II этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

III этап - от 5-6 мес. до 9 – 10 мес;

IV этап - от 9-10 мес. до 1 года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

- развитие зрительного и слухового сосредоточения;

- развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

- формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для II этапа характерны следующие линии развития:

- формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

- развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

- формирование первых голосовых реакций (гуления и лепэта);

- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На III этапе ведущими линиями развития являются:

- формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

- дальнейшее совершенствование лепета;

- начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает);

- развитие ползания.

Для IV этапа характерными являются такие линии развития:

- формирование результативных действий с предметами;

- появление первых осмысленных слов;

- дальнейшее развитие пассивной речи;

- формирование умения самостоятельно ходить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: