ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.
Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития, тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития, проявление сенсомоторной потребности, ярко выраженная эмоциональность, большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям, потребность в общении с взрослыми, высокая пластичность нервной системы.
Задачи воспитания:
- обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;
- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
|
|
- формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения к взрослым и детям;
- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.
Первый год жизни условно делится на следующие этапы:
I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное - первые 3-4 недели);
II этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;
III этап - от 5-6 мес. до 9 – 10 мес;
IV этап - от 9-10 мес. до 1 года.
На I этапе ведущими линиями развития являются:
- развитие зрительного и слухового сосредоточения;
- развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.
- формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
Для II этапа характерны следующие линии развития:
- формирование зрительных и слуховых диффереицировок;
- развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;
- формирование первых голосовых реакций (гуления и лепэта);
- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
На III этапе ведущими линиями развития являются:
|
|
- формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;
- дальнейшее совершенствование лепета;
- начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает);
- развитие ползания.
Для IV этапа характерными являются такие линии развития:
- формирование результативных действий с предметами;
- появление первых осмысленных слов;
- дальнейшее развитие пассивной речи;
- формирование умения самостоятельно ходить.