Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

сущ. методы, напр. на из-е ребенка, разработку и апробацию сод-я, форм и технологий обр-я, и пед. методы как способы вос-я и об-я детей. Исследовательские методы, примен. в осн. в научных целях,— общий путь получения фактов, кот. опред. задачей и предметом иссл-я, а также теоретич. представлениями иссл-ля. Осн. ис-ми методами пед-и раннего возраста явл.:--наблюдение,---пед.эксперимент,--беседа,--анкетирование,--интервью,--из-е док-и,--анализ процесса и результатов дет.деят-ти,--видеосъемка.М.набл-я помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенч. проявления. Наб-е может быть скрытым и включенным, сплошным и выборочным, од-норазовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот м.позволяет исс-ть ребенка в естеств. условиях жизни; незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предвар. сведений о ребен-ке. Наб-е проводится и научн. работниками, и вос-ми дет. садов, обобщ. свой опыт. Пед.эксперимент — научно поставленный опыт в области об-я и вос-я, набл-я исследуемого явления в созданных и контролир. исследователем условиях. Пед. эксперимент может быть как констатирующим, так и формирующим. В исследованиях, связанных с определением нового сод-я образования, разработкой новых методов обучения, а также с выявлением эффект-ти уже внедренных в практику пед. способов и приемов, широко используется дид.эксперимент, кот. ставится с целью док-ва преимущества одной программы или метода об-я перед другими; осн.знач. при этом имеет объективная оценка его результатов.

Беседа с вос-ми, родителями дает возможность иссл-лю использовать их наб-я за поведением и развитием ребенка или группы детей, выявить ценный педаг. опыт и ошибки в воспитании. Беседы с детьми помогают определить их интересы, особ-ти речи, отношения к окружающему и т.п.М. анкетирования

явл.сравнительно экономичным и дает возможность охвата большой группы людей. Материал, полученный с его помощью, хорошо формализуется. Анкет-е может проводиться педагогами-исследователями и пе-дагогами дет. уч-я, практ. психологами, методистами, руководителями детских учреждений, работниками органов управления образованием и др. С помощью анке-тирования родителей можно получить сведения о ребенке и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях, взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам. Анкетирование воспитателей может выявить их отношение к собств. деят-ти, запросы к рук-ву учр-я, особ-ти псих. климата в группе и др.

Метод интервью дополняет анкетирование и беседу. Интервью обычно проводятся по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Изуч. док-и — это из-е планов, отчетов, мет. разработок дет. учр-й и отд.х воспитателей, кот. дает материал для хар-ки орган. работы, некоторых приемов воспитания. Бол.зн.имеют записи набл-й вос-й.Анализ процесса и результатов дет. деят-ти дает возможность судить об индивид.особен-х ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоц. со-стоянии, умениях и пр.М. видеосъемки.Он дополняет методы набл-я и из-я док-и. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Видеосъемка служит хорошим способом трансляции пед. опыта воспитателям и родителям.

Методы вос-я и об-я можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка Словесные— объяснения, указания, рассказы об окруж. и т.п. играют важную роль в об-и детей раннего возраста.. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоц. выра зительности, образности.. Словесные методы необходимо сочетать с нагл. методами вос-я и об-я.Наглядные м.включ. в себя непосред. озн-е детей с окруж.природ. и соц. миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, диапозитивов и др. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для об-я самых маленьких. Практические методы. Для более глубокого познания действ-ти детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически дейст-ть с предметами, обнаруживая их хар-е свойства и особ-ти, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.М. прямого воздействия включ. в себя постановку перед ребенком той или иной практич. задачи (например, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздействия эффективно не только для овладения ребенком предметно-практич. деятельностью, но и в других сферах его развития — художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность. М.опосредованного (косвенного) пед. воздействия. При его исп-и вос-ль не ставит перед д. какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды дет. акт-ти. Очень важно в практич. работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. М.пробл.вос-я и об-я направлен на стим-е познав. акт-ти, мышления, сам-ти ребенка. Создать пробл. ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, дем-и пока еще непон.ребенку явл-й.

.

36. Руководство дидактическими играми детей дошкольного возраста.

37. Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней.

38. Белорусская народная игрушка, еѐ своеобразие и педагогическая ценность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: