(Courtship). Эта стадия
предшествует созданию организации, ее физическому появлению на свет.
На этой стадии организация существует только как идея у будущего
основателя.
Вторая стадия — «Младенчество» (Infancy). На этой стадии
происходит трансформация предпринимательской энергии в устойчивые
денежные потоки. Компания на этой стадии нуждается в продажах. Продажи
— это критический момент, т. к. без денежных потоков компания не сможет
выжить. На этой стадии возникает парадокс: чем выше риск, который на себя
взял основатель, тем выше необходимые обязательства для гарантии успеха.
На этой стадии основатель больше не мечтатель, он — деятель,
ориентированный на результат.
Основные характеристики:
· ориентация на действия;
· практическое отсутствие систем, процедур и правил;
· высокая уязвимость компании, что вызывает, в свою очередь,
необходимость в постоянном антикризисном управлении;
· единоличное принятие решений лидером-основателем и
нежелание делегировать полномочия.
|
|
Дикие годы: стадия «Давай-давай» (Go-Go). Компания на этой
стадии подобна ребенку, который впервые научился ползать. Он никогда не
видит проблем — только возможности. Все, что он трогает, он хочет или
съесть, или сломать. Так же и компания — для нее практически все выглядит
как возможность для бизнеса.
Патологические «Давай-давай»-организации
—
это
мини-
конгломераты. Они состоят из множества взаимосвязанных и
невзаимосвязанных бизнесов. К сожалению, диверсификация обычно
означает, что компания стала слишком рассеянной. Лидеры делают ошибку,
приобретая бизнес, в котором они ничего не смыслят. На этой стадии почти
все кажется приоритетным. Однако слишком много приоритетов означает их
отсутствие.
«Давай-давай»-компания нуждается в реструктуризации. Она подобна
растущему ребенку, который вырос из своей одежды. Лидеры «Давай-
давай»-компаний придают небольшое значение структуре, процессам или
системам. Их интересы находятся во внешнем мире — продажи, совместные
проекты, стратегические альянсы, продажи и еще большие продажи.
«Давай-давай»-компания ориентирована на людей, а не на задачи. Ее
рост не планируется. Компания, скорее, реагирует на появляющиеся
возможности во внешней среде, чем планирует свое поведение; люди
назначаются на должности не на основе их компетентности, а исходя из того,
что требуется компании.
«Давай-давай»-компания, которая не в состоянии развить свои
административные системы
и
внедрить элементы регулярного
менеджмента, попадает в так называемую «ловушку основателя»: основатель
|
|
пытается делегировать полномочия, но, боясь потерять контроль над
компанией, вмешивается в процесс управления, и все возвращается на круги
своя.
Чтобы избежать «ловушки основателя» и войти в «Юность»,
организация должна перейти к профессиональному менеджменту.
Второе рождение фирмы: «Юность» (Adolescence). На протяжении
стадии «Юность» компания перерождается. Если переход от «Ухаживания» к
«Младенчеству» — это физическое рождение, то стадия «Юность» — это
эмоциональное перерождение, и компания начинает жить отдельно от жизни
основателя. На рис. 1.2 Z-образная кривая между этапами «Давай-давай» и
«Юность» показывает переход от одной стадии к другой. Существуют три
основных принципиальных события, которые должны произойти на этой
стадии:
· делегирование полномочий;
· изменение в руководстве;
· переориентация целей.
Делегирование полномочий означает и установление новой
организационной среды, основанной на правилах и процедурах.
Руководитель компании не может быть специалистом по всем вопросам
управления.
Изменение в руководстве —
от предпринимательства к
профессиональному менеджменту. На этой стадии происходит отделение
менеджмента от собственности.
Переориентация целей. Компания должна сменить основные приоритеты
и совершить переход от целей «больше —это лучше» к целям «лучше — это
больше»; от целей «работать много» к целям «работать умнее». Этот процесс
сопровождается несколькими конфликтами, возникающими в компании
между:
· «старослужащими» и «новичками»;
· основателями и профессиональными менеджерами;
· основателями и их компаниями;
· корпоративными и индивидуальными целями.
Если проблемы начинают носить патологический характер, может
произойти «развод»
— либо основатель продает свой бизнес, либо
менеджмент фактически присваивает бизнес (последний сюжет характерен
для российского бизнеса).
Если компания создает эффективную систему управления и успешно
разрешает все конфликты, она переходит на следующую стадию жизненного
цикла — «Расцвет». Существуют 2 части этой стадии:
Существуют 2 части этой стадии — растущий «Расцвет», который
Адизес называет «Ранний расцвет» (Early Prime) и вторая стадия —
«Поздний расцвет» (Late Prime),) который он иногда определяет как
«Сумеречная зона».
Характеристики организации на стадии «Ранний расцвет ». :
· разделяемые всеми видение и организационные ценности;
· контролируемая и развиваемая креативность;
· изменение приоритетов;
· функциональные системы и организационная структура;
· ожидаемое превосходство на рынке;
· рост как в продажах, так и в прибылях;
· организационная плодовитость;
· между-и внутриорганизационное взаимодействие и взаимосвязи.
Старение организации: «Аристократизм» (Aristocracy). Когда
организация достигает стадии «Аристократизма», огромное значение
приобретают взаимоотношения между людьми, которые работают в этой
организации. Люди хотят меньше конфликтов и меньше изменений. И для
того чтобы избежать конфликтов, «аристократическая» организация
сокращает изменения до минимума. Характеристики организации:
· снижение интереса к завоеванию новых рынков;
· акцент скорее на прошлые достижения, чем на будущее видение;
· подозрительное отношение к любым изменениям;
· больший интерес к межличностным взаимоотношениям, чем к
принятию риска и инновациям;
· большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они
делаются;
· формализация в одежде, обращении и традициях.