1. Взаимозаменяемостью называется возможность сборки (или замены)
сопрягаемых деталей в узел или узлов в прибор без дополнительной
обработки при соблюдении требований качества, надежности и
экономичности данного узла или прибора в целом.
В современном производстве взаимозаменяемостью изготавливают
различные детали, узлы и механизмы, например, запасные части к различным
радиоприемникам, часам и др. Электроарматура и крепежные детали - винты, болты, гайки, шайбы, заклепки могут быть также взаимозаменяемыми лампы, полупроводники, оптические узлы, подшипники и т.д.
Различают следующие виды взаимозаменяемости:
1) полная взаимозаменяемость - без исключения деталей и узлов прибора;
2) неполная взаимозаменяемость — только части деталей или сборочных
единиц, в этом случае ее уровень определяется коэффициентом
взаимозаменяемости;
3) внутренняя взаимозаменяемость, т.е. взаимозаменяемость отдельных
или всех деталей какой-либо сборочной единицы, например деталей
подшипников;
4) внешняя взаимозаменяемость, т.е. взаимозаменяемость самих сборочных единиц, например, подшипника в целом.
2. Каждый вид продукции характеризуется параметрами, которые количественно выражаются числами, например, масса продукта 1000 г, пищевая ценность 800 ккал на 100 г продукта и т.п.
Для стандартизации и унификации параметров применяют числовые характеристики, причем они не должны быть случайными, а должны представлять ряды, которые образуются по математическим законам. Они позволяют увязать между собой геометрические размеры, прочность и т.д. Поэтому система предпочтительных чисел является теоретической базой и основой стандартизации.
Применение предпочтительных чисел позволяет унифицировать размеры и параметры продукции.
Ряды предпочтительных чисел должны отвечать следующим требованиям: быть бесконечными как в сторону малых, так и в сторону больших размеров, включать единицу и все десятки, значения любого члена, простыми и легко заменимыми. Наличие предпочтительных чисел позволяют при конструировании увязывать отдельные линейные размеры и унифицировать.
3. Унификация - это метод использования единообразия конструкций одинаковых по своему функциональному назначению деталей, сборочных единиц, агрегатов, применяемых в различных машинах, с целью сокращения их типов, видов и размеров.
Агрегатирование — метод компоновки машин, оборудования и приборов из унифицированных агрегатов в различных сочетаниях и количествах в зависимости от назначения машин.
Использование унификации и агрегатирования позволяет в 2-4 раза сократить сроки проектирования и освоения новой техники и на 20-30% снизить себестоимость ее изготовления. Однако речь идет об оптимальном уровне унификации. Все детали машин делятся на унифицированные и оригинальные.
Унифицированной считают деталь, которая под одним и тем же обозначением применяют в двух и более различных машинах.
Оригинальной считается деталь, которая применяется только в одной конкретной машине.
Кроме этого в любой современной машине имеется покупная деталь, т.е. их не изготовляют на данном предприятии, а получают в готовом виде как комплектующие части. Они могут быть стандартными, заимствованными и оригинальными.
[gl] 5 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ [:]