Экономисты австрийской школы дали субъективную трактовку полезности. Разработанные ими принципы анализа полезности легли в основу теории потребительского поведения и общепризнанны в современной экономической теории.
Полезность – это научная абстракция, используемая экономистами для того, чтобы разобраться в том, как рациональные потребители распределяют свои ограниченные ресурсы между товарами, которые могут доставить им удовольствие.
Предельная полезность означает дополнительную полезность, получаемую от потребления еще одной единицы блага.
В работах австрийских экономистов речь идет не о полезности благ вообще, например хлеба или воды, а о полезности определенного количества того или иного блага. Это значит, что поскольку человек нуждается не в хлебе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей. Экономисты сформулировали вывод о том, что потребляемые последовательно части какого-то блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые принцип убывающей полезности был обоснован Г. Госсеном. На основе его положений экономисты сформулировали первый и второй закон Госсена.
|
|
Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости.
Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом.
Первый закон Госсена – при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Пример с 5 мешками зерна. У старика 5 мешков зерна. Польза от еще одного будет минимальна, так как последний мешок он и так использует на прокорм попугаев.
Вывод – чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. Следовательно, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.