Билет 7

??????????????????????????????????????????????

Билет 8

1. Идею дайджеста пытались копировать многие английские издате& ли. Корреспонденты Tit+Bits братьяАльфред (1865–1922) и Гарольд

(1868–1940) Хармсворсы2 изучили опыт не только Ньюнеса, но и аме& риканских газетных магнатов. Так, Альфред Хармсворс проходил ста& жировку в газетеThe New+York World, которую издавал один из круп& нейших газетных магнатов США Джозеф Пулитцер. Братья решили со& здать сеть периодических изданий для людей разных профессий и возрастов с небольшим уровнем доходов.

Первым таким изданием стал основанный в 1888 году Альфредом Хармсворсом еженедельник Answers to Cоrrespondents («Ансез ту корреспондентс» — «Ответы корреспондентам»3). Для привлечения читателей Хармсворс придумал несколько трюков. Об одном из них пи& шет С. И. Беглов:

«Газета объявила, что будет выплачивать пожизненное пособие тем чи& тателям, которые верно угадают, какие суммы будут фигурировать в балан& совом отчете Банка Англии в назначенный день. Редакцию буквально за& сыпали градом писем, общее число которых достигало 780 тысяч. Через несколько месяцев газета стала приносить достаточно прибыли, чтобы рас& ширить свой бизнес»1.

Для женщин&работниц братья издавали еженедельник Forget me not («Фогетминот» — «Незабудка»), для домохозяек — еженедельникThe Home Chat («Хоум чат» — «Домашняя беседа»), для детей —Comic Cats («Комик кэтс» — «Смешные коты») иUnion Jack («Юнион Джек»)2.

Поскольку все лондонские вечерние газеты были элитарными, Хармсворсы решили создать массовое вечернее издание и в 1894 году купили газету The Evening News («Ивнинг ньюс» — «Вечерние новости»), которая быстро завоевала популярность и стала приносить хозяевам су& щественную прибыль.

4 мая 1896 года Хармсворсы основали ежедневную утреннюю мас& совую газету The Daily Mail («Дэйли мэйл» — «Ежедневная почта»), ко& торая продавалась за полпенни. Это было в два раза дешевле, чем сто& или самые дешевые столичные газеты. Первая и последняя полосы га& зеты были чисто рекламными. Новости начинались со второй полосы, причем размер каждой заметки не должен был, по замыслу издателей, превышать трехсот слов. Дело в том, что англичане читали, как прави& ло, газеты по дороге на работу, и слишком большой объем того или ино& го материала не мог быть полностью прочитан и произвести должное впечатление. К вечеру же, когда англичане приходили домой, утренние новости устаревали и к их услугам была свежая вечерняя пресса.

Для привлечения читателей Хармсворсы нанимали писателей, ко& торые публиковали в каждом номере The Daily Mail главы собственных романов с продолжением, причем эти главы требовалось написать на& кануне, специально в номер.

За четыре года тираж The Daily Mail с 200 тысяч экземпляров под& нялся к 1900 году до 989 тысяч экземпляров, что было абсолютным ре& кордом для британской прессы. Но Хармсворсы на этом не останови& лись. Они и здесь организовывали конкурсы и розыгрыши призов. На& пример, в 1909 году, когда появились первые самолеты, газета объявила, что первый, кто перелетит через пролив Ла&Манш (отделяющий Анг& лию от материковой Европы), получит в качестве приза тысячу фунтов стерлингов. За столь необычным соревнованием журналисты и зеваки наблюдали с обоих берегов пролива. Приз получил француз Луи Бле& рио, авиаконструктор&любитель.

С тех пор Хармсворсы ежегодно проводили такие конкурсы, вся& кий раз усложняя условия: в 1910 году требовалось перелететь на аэро& плане из Лондона в Манчестер, в 1912&м — вокруг Британских остро& вов, в 1914 году — из Англии через Атлантический океан в Канаду.

В1903 году Альфред Хармсворс решил издавать ежедневную газету The Daily Mirror («Дэйли миррор» — «Ежедневное зеркало») — перио& дическое издание специально для женской аудитории. Подобные газе& ты и журналы выходили и прежде; особенности этого проекта заключа& лись в том, что впервые речь шла о ежедневной газете и работать в ней должны были только женщины.

Первый номер The Daily Mirror увидел свет 21 ноября 1903 года в Лон& доне. В редакционной статье Хармсворс сообщал, что газета «действи& тельно будет зеркалом женской жизни», а женщины&журналистки ста& нут писать обо всем на свете: от политики до вышивания и моды. Зада& чаThe Daily Mirror, по словам Хармсворса, — «быть интересным, не будучи фривольным, и серьезным, не будучи унылым». Магнат пригла& сил читать новую газету не только женщин, но и мужчин.

Необычное начинание заинтересовало читателей: 265 тысяч экзем& пляров тиража первого номера быстро разошлись по стране. Цена в один пенс также способствовала успеху. Но уже со второго номера тираж га& зеты сократился почти вдвое. К концу января 1904 года он упал до 24 ты& сяч экземпляров.

Видя провал своего проекта, Хармсворс обвинил женщин&журна& листок в том, что они не умеют «не только читать, но и писать», и уво& лил их. Освободившиеся места заняли опытные журналисты мужчины, стараниями которых тираж The Daily Mirror достиг ко второй половине 1904 года 300 тысяч экземпляров. При этом женская тематика не была полностью отвергнута, о чем, в частности, заявлял подзаголовок: «Газе& та для мужчин и женщин».

Провал первой женской газеты можно объяснить не только недо& статочным профессионализмом женщин. Британское общество еще не было готово принять массовую женскую журналистику. Да и дальней& ший опыт развития средств массовой информации показал, что ставка исключительно на гендерный аспект в становлении периодического издания не может быть оправданной.

К 1910 году Хармсворсы имели шесть ежедневных и четырнадцать еженедельных газет в Великобритании, одну газету в Париже. В 1908 году они приобрели основанную в 1785 году ведущую британскую ежеднев& ную газету The Times («Таймс» — «Времена»).

ВКанаде братья купили фабрику леса, две железных дороги — от фабрики до океана, несколько пароходов для перевозки леса и бумаги. Таким образом, концерн Хармсворсов стал многоотраслевым и впер& вые в мире включал в себя весь процесс производства и распростране& ния газеты: от рубки леса и изготовления из него бумаги до продажи свежих номеров читателям.

Заслуга Хармсворсов не только в создании дешевой массовой прес& сы, но и в том, что они создали различия внутри самой массовой прес& сы. К первой группе относились газеты для чиновников, мелких тор& говцев, там публиковалось много политических материалов. Пример такой прессы — газеты The Daily Mail,The Daily Express. Вторая группа газет была рассчитана на более массовую и непритязательную аудито& рию, политические материалы здесь сводились к минимуму. Пример второй группы массовой прессы — газетаThe Daily Mirror. Хармсворсы первыми разделили рынки читателей по вкусам, доходам, профессиям, полу и т.д.

За труды в деле развития журналистики братья Хармсворсы были удостоены дворянских титулов: Альфред стал называться лорд Нортклиф, Гарольд —лорд Ротермир.

2. в 1950-е гг., после бурной общественной дискуссии было введено коммерческое телевещание, которое, в отличие от централизованного вещания Би-би-си, было региональным. Таким образом, общественному вещанию Би-би-си, финансировавшемуся путем сбора абонентной платы, было противопоставлено коммерческое телевещание (а с 1970-х гг. и коммерческое радиовещание), финансировавшееся через рекламу. В то же время централизованное общественное теле- и радиовещание Би-би-си было дополнено региональным коммерческим теле- и радиовещанием. Аудитория разделилась между ними примерно пополам.

Этот баланс был нарушен в 1980-е гг. созданием дополнительного канала (канала № 4), общественного по статусу, но коммерческого по способу финансирования (через рекламу). Его задачей было обслуживать интересы тех сегментов аудитории (этнических, социальных, культурных), которые до сих пор не находили программ по своим интересам на других каналах, а также показывать все новое, необычное, авангардное, что не настолько еще утвердилось, чтобы это можно было передавать на общественные деньги или финансировать через рекламу. С созданием этого канала баланс на британском телевидении был поставлен на новую основу: теперь было два общественных канала Би-би-си (один для массовой и один для образованной аудитории) и два канала, финансировавшихся через рекламу (массовый коммерческий - канал № 3 - и альтернативный, канал для меньшинств - № 4).

Однако годом начала подлинной революции в британском теле- и радиовещании стал 1990 г., когда правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер провело через парламент новый Акт о вещании, содержавший программу ускоренной коммерциализации британского вещания и развития многоканального теле- и радиовещания. По мнению правительства Тэтчер, британское вещание должно было стать более конкурентоспособным на международной арене и готовым к переходу в век высоких технологий и многоканального вещания. Этому, по его мнению, мешала как бюрократизация аппарата Би-би-си, так и чересчур стабильная система коммерческого телевидения, где лицензии компаний, вещавших на свои регионы уже несколько десятилетий, продлевались Управлением независимого вещания практически автоматически. Маргарет Тэтчер, по ее словам, желала покончить с «последними бастионами регулирования» в британском вещании. В то же время ее концепция превращения всего вещания в коммерческий рынок, где программы являлись бы лишь товаром, вызывала сопротивление со стороны сторонников теории социальной ответственности средств массовой информации, напоминавших, что телевидение и радио - это также общественная трибуна, где должны быть представлены разные точки зрения и вестись серьезные дискуссии по актуальным проблемам.

Результатом был компромисс, состоявший в сохранении государственного контроля над коммерческим вещанием, хотя и в несколько ослабленном виде (тактика «легкого прикосновения»). Этим занялся новый регулирующий орган - Комиссия по независимому телевидению. Ей же было поручено разработать и провести первый в истории Великобритании (ставший, как оказалось, последним) аукцион лицензий на коммерческое телевещание.

На этот аукцион, прошедший в октябре 1991 г., возлагали большие надежды в плане привлечения «свежей крови» в британское коммерческое телевидение. На 16 лицензий было подано 40 заявок от крупных компаний1. Однако вследствие ряда ограничений («порог качества», положение об «особых обстоятельствах» и т.п.) только четыре коммерческих вещателя уступили свои лицензии новым. Тем не менее, значение аукциона состояло, во-первых, в том, что теперь вещатели должны были соразмерить свои возможности с необходимостью выплат отчислений за лицензии в государственную казну (что должно было заставить их экономить и рационализировать производство), а во-вторых, в том, что он стал отправной точкой для начала процесса концентрации и монополизации британского коммерческого телевидения, который привел к тому, что к концу века в коммерческом эфире телевидения Великобритании остались лишь две крупных компании - «Карлтон коммьюникейшнз» и «Гранада телевижн».

Ходу этому процессу способствовало, во-первых, разрешение одной компании приобретать лицензии (или доли в лицензии) другой, данное в 1993 г. Затем последовал Акт о вещании 1996 г., разрешивший уже неограниченное приобретение лицензий и долей в лицензиях, лишь бы в руках одной компании было не более 15% рынка телевещания (то есть, доли от общенациональной аудитории). Это положение было распространено и на коммерческое радиовещание. И, наконец, Актом 2003 г. было отменено и это ограничение, что позволило двум крупным компаниям коммерческого эфирного телевидения - «Карлтону» и «Гранаде» - в 2004 г. объединиться и создать единую компанию - «Индепендент телевижн» (Ай-ти-ви), владевшую подавляющим большинством лицензий на коммерческое эфирное вещание.

Еще в 1980-е гг. появились кабельное и направленное спутниковое телевещание, которые с самого начала развивались как коммерческие. Их назначением было дополнить эфирное телевещание, давая телезрителям дополнительный источник развлечения. Все основные информационные и образовательное программы оставались на эфирном телевидении (в первую очередь - на Би-би-си). Это обусловило характер кабельного и спутникового телевидения. Кабельное оборудование и спутниковые «тарелки» приобретали главным образом семьи, уже имевшие два и более телевизоров и желавшие дать больше альтернативных возможностей развлечения для детей и молодежи. Однако основная часть аудитории (75% к началу XXI в.), воспитанная на традициях «старого доброго» эфирного телевидения, основы которого были заложены общественной корпорацией Би-би-си, оставалась ему верна.

Рассматривался также вопрос о замене абонентной платы доходами от рекламы или подписки. Реклама на Би-би-си с самого ее создания была запрещена. В конце ХХ - начале XXI вв. коммерческие вещатели все чаще выступали с требованием отмены абонентной платы, утверждая, что она ставит их в неравные условия при конкуренции с Би-би-си. Поводом для таких выступлений была и политика руководства корпорации, которая в начале XXI в. начала активную борьбу за рейтинги аудитории, постепенно превращая первый, массовый телеканал Би-би-си в аналог коммерческих каналов. Одновременно Би-би-си вела активную издательскую деятельность, вторгаясь на рынок печатных изданий.

Тем не менее, 1990-е гг. ознаменовались дальнейшей глобализацией деятельности британской общественной корпорации. В дополнение к знаменитой Всемирной службе радиовещания, финансируемой министерством иностранных дел и имеющей сейчас примерно 150 млн радиослушателей по всему миру, в 1991 г. была создана аналогичная телевизионная служба - Всемирная служба телевидения, которая также распространила свое вещание на все континенты.

Важнейшим технологическим прорывом в британском вещании 1990-х гг. было начало перехода на цифровую систему, которая, в отличие от традиционной аналоговой, основанной на передаче изображения волнами, имеет в основе передачу с помощью определенного набора единиц и нолей и позволяет передавать не все изображение, а только изменения, происшедшие в нем по сравнению с предыдущим кадром, что делает возможной компрессию пространства вещания и появление на месте одного аналогового канала до десяти цифровых. Великобритания, которая до сих пор уступала Соединенным Штатам в развитии телевизионной технологии, теперь первой в мире начала перевод эфирного телевещания на новую цифровую систему. И пионером в этом выступила общественная корпорация Би-би-си, начавшая в июне 1998 г. цифровое эфирное телевещание. За ней последовала спутниковая компания Би-скай-би Руперта Мэрдока, которая уже к 2001 г. полностью отказалась от аналогового вещания и перешла целиком на цифровое. В том же году цифровое вещание начали коммерческие эфирные телекомпании - «Карлтон» и «Гранада», объединившиеся в консорциум «Бритиш диджител бродкастинг». Чуть позднее, через год, на цифровое вещание начали переходить кабельные компании и радиовещатели.

В начале XXI в. свою систему цифровых каналов создала также Би-би-си, которой при пересмотре лицензии на вещание в 1996 г. было разрешено иметь дополнительные цифровые каналы и показывать на них рекламу. В 2003 г. вступила в строй цифровая платформа Би-би-си «Фривью», на которой вскоре было уже около 30 телеканалов и более 20 радиостанций. Среди них были собственные новые каналы Би-би-си: Би-би-си-3 (молодежный), Би-би-си-4 (культурный), «Сибибиз» (для детей дошкольного возраста), Си-би-би-си (для детей от 6 до 10 лет), а также канал британской истории «Ю-Кэй хистори», который она создала совместно с кабельной компанией «Телеуэст». Преимуществом этой системы было то, что, в отличие от системы Би-скай-би «Скай диджител» и от цифровых кабельных каналов, она не требовала подписной платы, а принималась на обычные телевизоры при подключении декодера стоимостью менее 100 ф.ст. Поэтому она начала очень быстро развиваться. Так, на 2004 г. у Би-скай-би было 7 млн проданных антенн, а у «Фривью» 4 млн проданных декодеров. Еще 2,5 млн реципиентов принимали цифровое телевидение через кабель. Таким образом, большая часть домовладений Великобритании оказалась подключенной к цифровому телевидению.

Билет 9

1. Газетный магнат Артур Пирсон (1866–1921),как и Хармсворсы, был учеником Ньюнеса. Его отец, сельский священник, выписывал ежене& дельник Джорджа НьюнесаTit+Bits. В восемнадцатилетнем возрасте Пир& сон, решив поучаствовать в одном из конкурсов, ездил каждую неделю на велосипеде в ближайший город за 45 километров. В городской биб& лиотеке, роясь в книгах и журналах, он находил ответы на самые каверз& ные вопросы и посылал их в редакцию. В результате Пирсон стал побе& дителем и получил главный приз — должность секретаря в редакцииTit+ Bits. Он переехал в Лондон и за пять лет работы освоил практически все существовавшие тогда журналистские и редакционные специальности.

В 1890 году Пирсон расстался с Ньюнесом и основал свой собствен& ный журнал Pearson’s Weekly («Пирсонс уикли» — «Еженедельник Пир& сона»). Это было первое периодическое издание в Британии, названное по имени его владельца. В нем Пирсон, в первую очередь, использовал устоявшиеся методыTit+Bits: публиковал шарады, ребусы, объявил пре& мии за лучше ответы на каверзные вопросы.

От читателей нового еженедельника требовалась не только эруди& ция, но и оригинальность при ответах на самые разные во всех отноше& ниях редакционные вопросы: «Какое колониальное предприятие было наиболее разорительным для Шотландии?», «Счастливее ли женщины, чем мужчины?», «Есть ли основания предполагать, что в доисторические времена Америку населяла нация, находившаяся на достаточно вы& сокой ступени цивилизации?», «В каком возрасте девушка становится старой девой?» и т.п.

Впрочем, Пирсон не только слепо копировал опты Ньюнеса, но и на& ходил все более и более изощренные способы борьбы за читателя: на& пример, проводил различные лотереи, конкурсы, победители которых получали значительные денежные призы.

Так, в 1891 году, когда тираж Pearson’s Weekly достиг 200 тысяч экземп& ляров, Пирсон предложил читателям угадать слово, специально пропу& щенное в одной из статей свежего номера. Это слово нужно было напи& сать на бумаге и вложить в конверт, а вместе с ним — двадцать шиллин& гов1, и послать в редакцию. При этом общую сумму Пирсон обещал поделить между победителями.

Предложенный Pearson’s Weekly конкурс на угадывание слова про& извел на читателей эффект, которого не знала прежде мировая журна& листика. Когда в еженедельнике было опубликовано сообщение о том, что первые победители этого конкурса получили по семьдесят фунтов стерлингов, сотни тысяч азартных британцев, которые никогда прежде не держали в рукахPearson’s Weekly, стали его читателями. В течение трех месяцев тираж еженедельника увеличивался на сто тысяч экземпляров

внеделю и достиг 1 миллиона 250 тысяч экземпляров. В редакцию ежед& невно приходили десятки мешков с письмами, и Пирсону пришлось нанять пятьсот (!) сортировщиков этих писем.

Резкое увеличение тиража привело к дефициту газетной бумаги, тем более что Пирсону в той или иной форме стали подражать более двух& сот английских газет, тираж которых также значительно увеличился.

Но неожиданно в дело вмешались неудачливые конкуренты Пир& сона. Они подали на Pearson’s Weekly в суд, обвинив еженедельник в про& паганде запрещенных законом азартных игр. Сложившуюся ситуацию

вжурналистике рассматривала даже специальная комиссия британско& го парламента. Суд запретил Пирсону проводить конкурсы на угадыва& ние пропущенных слов. Спустя неделю после этого тираж Pearson’s Weekly упал на 950 тысяч экземпляров.

Поскольку отрицательное решение суда касалось не только ежене& дельника Пирсона, но самого метода привлечения читателей, серьез& ные убытки понесли и другие периодические издания, проводившие вслед за Пирсоном аналогичные конкурсы.

Тогда Пирсон пошел для привлечения читателей по другому пути. Он заключил договор с владельцами железных дорог о продаже Pearson’s Weekly на вокзалах, железнодорожных станциях и платформах. Чтобы пассажиры, садясь в поезда, покупали именно этот еженедельник, Пир& сон придумал необычный ход: он поместил объявление о том, что семье любого пассажира, погибшего на железной дороге со свежим номером Pearson’s Weekly в кармане или в багаже, будет выплачена солидная де& нежная компенсация в размере две тысячи фунтов стерлингов. Есте& ственно, выплаты не распространялись на родственников самоубийц.

Впоследствии еженедельник стал подобным образом платить род& ственникам погибших во время игры в футбол и велосипедной езды. За десять лет такие компенсации получили около пятисот наследников несчастных читателей.

Пример Пирсона взяли на вооружение конкурирующие издания, заключавшие договоры с владельцами пароходных контор, автобусных парков и т.п. о продаже соответствующей прессы на пристанях, авто& бусных остановках и выплатах компенсаций родственникам потенци& альных жертв.

В1896–1899годах Пирсон издавал ежемесячный литературный и по& литический журналPearson’s Monthly («Пирсонс мансли» — «Ежемесяч& ник Пирсона»). В нем печатались, в частности, такие выдающиеся пи& сатели, как Эптон Синклер, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Максим Горь& кий. С 1899 года журнал стал продаваться и в США.

В1900 году Пирсон основал массовую газету The Daily Express («Дэйли экспресс» — «Ежедневный экспресс»), которая и по сей день является одной из ведущих массовых британских газет.

2. Студенческая революция - молодежные движения по всему западному миру заявили резкий протест «обществу потребления». Причины:1) стипендия ниже прожиточного минимума, 2) большой отсев в процессе учебы, 3) предпочтение было детям из богатых семей, 4) противоречие между студентами и профессорами, 5) узкая специализация, нехватка знаний.

Германия.

Студенческие волнения. Spiegel публикует статью "Условно готов к обороне" и утверждает, что к нападению СССР не готовы. Суд над редактором. Движение в защиту издания. Молодые люди увлекаются неомарксизмом, живут в коммунах. "Бильд" активно выступает против. Весна 1968 – движение против «Бильд». Введение особого положения.

Даниэль Комбеди - лидер молодых. "Будьте реалистами - требуйте невозможного".

Перелом и рождение новой Германии.

Билет 10

1. В Англии деление газет на качественные (элитарные) и массовые (популярные) было выражено наиболее четко по сравнению с другими странами.

К началу ХХ века ведущими элитарными английскими газетами ос& тавались ежедневные The Times,The Daily Telegraph,The Guardian («Гар& диан» — «Защитник», основана в 1821 году),The Financial Times («Фай& нэншл таймс» — «Финансовые времена», основана в 1888 году).

Из воскресных газет самой крупной и влиятельной были основан& ная в 1822 году The Sunday Times («Санди таймс» — «Воскресные време& на») иThe Observer («Обзервер» — «Обозреватель»), выходившая с 1791 года.

«Таймс» (англ. «The Times») — ежедневная газета в Великобритании, одна из самых известных мировых газет. Выходит в печать с 1785 года. В настоящее время «Таймс» издаётся в «Times Newspapers Limited» и целиком принадлежит медиакорпорации «News Corporation», главой которой является Руперт Мёрдок. Воскресным вариантом газеты является «The Sunday Times».

Многие газеты позаимствовали название у «The Times», например, американская «The New York Times», индийская «The Times of India» и другие.

«Таймс» была основана Джоном Уолтером (англ.) в 1785 году и называлась тогда «The Daily Universal Register» (англ. «Ежедневный перечень новостей»), редактором стал сам же Уолтер. 1 января 1788 года, после появления 940

Публикации и позиция "Таймс" сыграли важную роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832 г., давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть "гнилых местечек" в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846 г.

Пик популярности "Таймс" приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.

Газета всегда была чутка к технологическим и оформительским инновациям. 10 января 1806 г. в «The Times» впервые появилась иллюстрация, посвященная похоронам адмирала Нельсона. «The Times» первой в Европе использовала возможности парового печатного станка, изобретенного в 1810 г. саксонским печатником Фредериком Кенигом. Новшество Кенига долгое время не находило промышленного применения, пока «The Times» не задействовала машину Кенига в издательском процессе в 1814 г. И это позволило лондонской газете перейти с выпуска 300 экземпляров газеты в час на печатном станке на выпуск 1100 экземпляров газеты в час при помощи новой системы.

Дальнейшим прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, сделанное американцем Ричардом Хоу в 1846 г. «The Times» тем временем шла своим курсом и в 1848 году смогла ввести в действие машину, которая с применением рулонной бумаги одновременно печатала и лицевую, и оборотную сторону с производительностью почти восемь тысяч экземпляров в час. Цены на печать упали на 25 процентов. «The Times» выиграла битву за механическое производство шрифтов, первой использовав в 1881 г. строкоотливную машину, запатентованную Фредериком Уилксом.

2. К 2000 году в СМИ как.части системы массовых коммуникаций (СМК) уже произошли и наметились новые изменения, которые с полным правом можно назвать тектоническими, требующими разработки, новых подходов и методов исследования феноменов массовой информации и коммуникации.

Следствием этих процессов являются:

структурные изменения в системе отечественных СМИ как части системы массовых коммуникаций (СМК) за счет становления и развития нового вида, СМИ - интернет-; журналистики;

усиление взаимовлияния компонентов системы СМИ, в частности влияния интернет-журналистики на телевидение, радио и прессу;

появление новых стандартов стилистики публикаций;

изменения параметров профессионализации журналистов. Данные процессы происходят на фоне формирования новой информационной парадигмы, характеризующейся усилением коммуникативного аспекта журналистской деятельности.

Это приводит к расширению медийного пространства за счет использования нежурналистских носителей информации и технологий: средств PR, рекламы, маркетинга; политических технологий и т.п/

Особенности новой информационной парадигмы предполагают возможность распространения свойств, присущих интернет-журналистике, на журналистику в целом.

Действительно, чего проще - собирать информацию в интернете, монтировать ее и отправлять обратно в сеть, снабжая при необходимости краткими комментариями. Кажущаяся простота подобной журналистской работы вызвала стремительный рост веб-обозрений в 1996-1998 гг. Существует список «Все обозреватели», датированный 1997 г., насчитывающий не один десяток фамилий и названий, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка.

Это явление само по себе интересно первоначальными стереотипами восприятия аудиторией массовой информации, распространяемой через интернет, как компиляционной, не имеющей собственного контента. Здесь мы видим действие одного из мифов интернета - рождение нового содержания в результате простого складывания информационных фреймов: идея + идея = три идеи. Этот механизм действительно может реализовываться при творческой, а не механической компиляции. Вторым фактором, обусловившим развитие веб-обзоров, является особенность открывшегося интернет-сектора информационного рынка, состоявшая в разной квалификации пользователей, склонных видеть в интернете всего лишь расширение обычных СМИ и не умеющих или ленящихся самостоятельно искать и анализировать необходимую им информацию.

Веб-обзоры выявили проблемы, характерные для неудачных авторских проектов: низкое литературное качество текста, неинтересное содержание и слабая авторская позиция.

Сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интерактивных сред (форумов, чатов, групп новостей). Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение. С содержательным насыщением интернета обострилась необходимость привлекать посетителей не только возможностью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Появилась необходимость обеспечения новизны информации. Веб-обозреватели, которые только перепечатывали тексты, стали не интересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточника, уже большее задерживался на клонах.

Авторская позиция должна быть яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важно познакомиться с аргументацией оппонента. Посетителей сайта интересует авторское «я», проступающее сквозь качественную информацию (новизна, читабельность, позиция). Это правило не составляет исключений даже для VIP-персон и шоуменов. Сеть слишком насыщена информацией, чтобы заглядывать на страницы, исключительно из уважения к ее хозяину. Так что автору остается быть интересным не собой, а тем, что он может предложить посетителям своего сайта. Одной из детских болезней интернета являются проекты, целиком и полностью посвященные саморекламе (или самопрезентации). Это и авторские сайты, и сайты организаций. Домашние страницы таких сайтов, как правило, состоят из большой фотографии хозяина и текста с перечислением его должностей, званий и достоинств. Традиционный журнал с вашей фотографией и статьей о вашей персоне - весьма эффективный PR-ход. Аналогичное в интернет е - не только не полезная, но и вредная затея. Сеть слабо интересуется бытовыми подробностями личной жизни автора. Его кошки и собаки, какими бы милыми они не представлялись хозяину, воспринимаются как информационный шум, а заметки о чужих проблемах вызывают в лучшем случае недоумение. Показывать и презентовать себя можно только в текстах, значимых для аудитории.

Билет 11

1. Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Уже в начале войны мощным аппаратом иновещания располагала Германия, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. Пропагандистские возможности радио были быстро освоены политиками. Нацистская пропагандистская машина во многом зависела от радиотрансляций гипнотических речей фюрера, патриотической музыки, репортажей с партийных митингов. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.

После вступления Великобритании в войну в сентябре 1939 г. в структуре Би-Би-Си была создана Европейская служба, на которую возлагались задачи информационно-пропагандистской поддержки военных действий стран антигитлеровской коалиции на европейском театре военных действий. Передачи на европейскую аудиторию велись как на английском, так и на немецком, французском, португальском, испанском и других языках народов Европы. Стартовавшее еще в феврале 1938 г. немецкоязычное вещание Би-Би-Си быстро наращивало объем передач, совершенствовалось их содержание. Стремясь нейтрализовать воздействие британского вещания, государства нацистского блока организовали глушение радиопередач Би-Би-Си. В свою очередь, британские власти, убедившиеся в малой эффективности гитлеровской радиопропаганды, отказались от ответного глушения передач германского радио на Англию.

Активную роль в борьбе против нацистской радиопропаганды в период после нападения Германии на СССР играло Московское радио. Из Москвы транслировались также передачи радиостанций немецких антифашистов.

В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско была построена гигантская радиостанция, которая транслировала передачи на японском, китайском и корейском языках. Так в условиях войны формировалась одна из крупнейших современных систем иновещания – американская, с ее ведущим звеном – радиостанцией «Голос Америки».

Война парадоксальным образом способствовала развитию радиовещания в колониях. Европейские державы, стремящиеся сохранить за собой владения в Африке, открыли в годы второй мировой войны радиостанции еще в ряде стран континента – как на территориях, подконтрольных Великобритании (в Северной Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной» Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны радиостанции, подконтрольные колонизаторам, существовали уже в 15 африканских странах.

Аудитория телевидения в предвоенный период была крайне ограниченной. Ее расширение сдерживалось не только техническим несовершенством нового вида коммуникаций и узостью географических пределов распространения сигнала, но и дороговизной телевизоров: так, стоимость британского телеприемника с десятидюймовым экраном примерно равнялась стоимости небольшого автомобиля.

Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио.

2. Одновременно шел процесс выхода британского телевещания за рамки традиционного эфирного (наземного). Еще в 1980-е гг. появились кабельное и направленное спутниковое телевещание, которые с самого начала развивались как коммерческие. Их назначением было дополнить эфирное телевещание, давая телезрителям дополнительный источник развлечения. Все основные информационные и образовательное программы оставались на эфирном телевидении (в первую очередь - на Би-би-си). Это обусловило характер кабельного и спутникового телевидения. Кабельное оборудование и спутниковые «тарелки» приобретали главным образом семьи, уже имевшие два и более телевизоров и желавшие дать больше альтернативных возможностей развлечения для детей и молодежи. Однако основная часть аудитории (75% к началу XXI в.), воспитанная на традициях «старого доброго» эфирного телевидения, основы которого были заложены общественной корпорацией Би-би-си, оставалась ему верна.

На кабельном телевидении Великобритании в 1990-е гг., так же, как и на эфирном, прошел процесс концентрации и монополизации, в результате которого к началу XXI в. там также остались лишь две крупных компании - «Нэшнл транскоммьюникейшнз лимитед» и «Телеуэст». В 2006 г. они также должны слиться.

В спутниковом телевидении с самого начала определилась одна доминирующая компания - «Бритиш скай бродкастинг» (Би-скай-би), чьей холдинговой компанией является «Ньюс интернэшнл», британский филиал международной «Ньюс корпорейшн», находящейся под управлением мирового медиамагната Руперта Мэрдока.

Билет 12

1. Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь». Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона. Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.

Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.

Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках. Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.

Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.

Одной из главных вех в его карьере стала книга о байкерах мотоклуба Ангелы Ада, с которыми он находился в тесном контакте до тех пор, пока те не избили его без каких-либо явных причин. Расцвет же карьеры Томпсона пришелся на период работы в журнале Rolling Stone. Именно в нем были опубликованы две пожалуй самые главные книги писателя – «Страх и Ненависть в Лас Вегасе», по которой много позже был снят блестящий фильм с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, а также «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72»

Вторая книга представляет собой сборник статей о предвыборной гонке Никсона и Макговерна. Все статьи были буквально пронизаны критикой Никсона и его методов управления. В то же время, Томпсоном всячески одобрялись демократы и Макговерн конкретно. Однако после его поражения на президентских выборах 1972 года, писатель сказал, что окончательно пресытился политикой.

Из более поздних произведений Томпсона можно отметить «Проклятие Гавайев», в каком-то смысле логическое продолжение «Страха и Ненависти в Лас Вегасе», и «Царство Страха» - прощальное слово к 19-му веку.

С научной точки зрения гонзо-журналистика не может быть полезна. Субъективность описания событий не позволяет трезво взглянуть на объект журналистского исследования. Однако с культурной точки зрения гонзо-журналистика – это бриллиант публицистики. Ведь в данном случае наибольшую ценность представляет возможность самому окунуться в происходящее, вместе с автором прочувствовать окружающую атмосферу, взглянуть на события с неожиданного ракурса.

В целом, гонзо-журналистика, а точнее ее расцвет в 70-х годах 20 века стал одним из проявлений той знаменитой американской свободы. Тот самый дух свободы, возможностей и приключения с легкостью можно прочувствовать в произведениях прежде всего Томпсона и Вульфа. Иными словами, для гонзо-стилистики важно не столько что происходит, а как это чувствуется, какие эмоции провоцирует. Революционность этого подхода для обычно суховатой журналистики, где цель – донести факты до читателя, переоценить невозможно.

2. Важнейшим событием в истории французских средств массовой информации межвоенного двадцатилетия, несомненно, стало возникновение радиовещания. Первая радиогазета была передана во Франции в 1925 г., а уже в 1939 г. во Франции насчитывалось 5,2 млн. радиоприемников. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» здесь, как и в других западных странах, не сразу получили нужные возможности для беспрепятственного развития. Хозяева французской периодической печати, сразу же увидевшие в радио опаснейшего конкурента прессы, предпринимали попытки если не запретить вообще «разговорную прессу», то, по крайней мере, затормозить ее развитие. И это им частично удавалось: давление со стороны печати временно ограничивало эффективность радиовещания. Появлялись одни за другим иллюстрированные журналы радиопрограмм, которые имели большой успех.

В то же самое время взлет кинематографа в 1930-е годы вызывает к жизни новую иллюстрированную прессу, пережившую в эти годы необычайный расцвет, начиная с выхода в 1919 г. первого профессионального кинематографического журнала ォСинематографи франсэзサ (ォФранцузское киноサ). За ним следуют ォЛосье дю синемаサ (ォДосье киноサ), ォСине-минуарサ (ォКинозеркалоサ), ォСинемондサ (ォМир киноサ)

Билет 13

1. Объявлению Францией войны Германии 3 сентября 1939 г. предшествовал ряд репрессивных мер против печати (запрещение коммунистической прессы 26 августа 1939 г., введение цензуры 28 августа и т.д.). Руководство правительственными службами информации, пропаганды и цензуры последовательно осуществляли Ж. Жироду, Л. О. Фроссар и Ж. Пруво.

Во-первых, перестали существовать многочисленные газеты в Париже и в провинции (ォЭнтрансижанサ, ォОбサ, ォЭпокサ (ォЭпохаサ) и др.). Во-вторых, эмигрировали за границу видные довоенные журналисты (Э. Бюре, А. Жеро (Пертинакс), А. де Кериллис, Ж. Кессель, Ф. Варрес, П.Лазарев, Ж. Р. Блок и др.). В-третьих, произошла резкая и глубокая поляризация внутри самой системы французской журналистики.

По условиям «перемирия» Франция была поделена на две зоны— «северную», оккупированную, и «южную», на территории которой разместилось марионеточное «Французское государство» со столицей Виши. Такое положение существовало до конца ноября 1942 г., когда «южная половина» Франции также была оккупирована германской армией.

ォМатенサ, прервавшая выход 11 июня 1940 г. и возобновившая свое издание 17 июня, поставила себя на службу оккупантам, став первым органом ォоккупированнойサ прессы. Если довоенная ォПари-суарサ переселилась в ォюжнуюサ зону, то в оккупированном Париже издавалась ォПари-суарサ №2, которой за период с 22 июня 1940 г. до 17 августа 1944 г. было опубликовано 1332 номера, причем тираж отдельных из них превышал 800 тыс. экз. ォПари-суарサ восхваляла ォвеликого Петенаサ и откровенно лебезила перед захватчиками.

17 июня 1940 г. в Париже начала выходить газета ォВиктуарサ Г. Эрве, который умолял парижан не называть немцев оскорбительной для них кличкой ォбошиサ. Почти одновременно появились созданные по инициативе оккупантов новые газеты ォДерньер нувелль де Париサ (ォПоследние парижские новостиサ) и ォФранс о травайサ (ォФранция в трудеサ).

Следует отметить, что всю систему периодической печати оккупированного Парижа обслуживало более тысячи профессиональных французских журналистов.

«Оккупированная пресса» и «оккупированная литература» представляли собой единое целое как по своим положению и назначению, так и по социально-политическим функциям, дополняли и развивали друг друга в важнейших отношениях. Международные новости им было ォрекомендованоサ освещать, как в ォФёлькишер беобахтерサ, официозе нацистской Германии, и в соответствии с инструкциями пропагандистской службы оккупационных властей ォПропаганда-Штаффельサ. Шарль Моррас через свою ォАксьон франсезサ призывал французов к единению вокруг ォотца нацииサ Петена. Среди наиболее рьяных вишистов был Пруво, назначенный Петеном на долность Верховного комиссара по делам пропаганды вишиского правительства, на которой он находился в 2940-1941 гг. Один из наиболее истовых сторонников маршала, Пруво продолжал издавать ォПари-суарサ (ォфранцузскуюサ, в отличие от ォпарижскойサ), сначала в Нанте и Бордо, а с октября 1940 г. — в Лионе. Издания фишистско-коллаборационистской журналистики противостояли изданиям периодической печати французского Сопротивления, с которым связывают газеты и журналы более 1000 названий. Одним из важнейших органов подпольной прессы Сопротивления являлась коммунистическая газета ォЮманитеサ, запрещенная правительством Даладье еще в августе 1939 г. и выходившая в труднейших условиях подполья с 26 октября 1939 г. до 18 августа 1944 г.

Самым представительным подпольным издательством литературы Сопротивления явилось ォЭдисьон де минюиサ (ォПолунощное издательствоサ), благодаря которому увидели свет произведения Мориака, Элюара, Арагона, Веркора и ряда других французских и иностранных литераторов-антифашистов. Подлинным памятником этому издательству явились выпущенные им в те годы два тома антифашистской поэтической антологии ォЧесть поэтовサ.

Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние. В разных случаях речь идет о разных процессах, но при этом их суть самым точным образом передается именно этим словом.

Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Цифровой формат cодержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ [2]. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации. В конечном результате технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники.

2. Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором, внешне похожим на калькулятор, но выполняющим большинство функций персонального компьютера… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial).

Наконец, конвергенция – это слияние рынков. От газетных баронов – ведущих представителей медиа-бизнеса прошлого века – современная индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.

Многие западные исследователи заняты сегодня чисто схоластическим спором о том, какой тип конвергенции повлек за собой другие. На деле это извечный спор о том, что было первым – курица или яйцо. Сегодня мы видим и то, и другое: конвергенция – это и развивающийся процесс, и процесс, который уже определил направление дальнейшего прогресса СМИ.

Билет 14

1. Манчестерский предприниматель Джородж Ньюнес решил попробовать свои силы в газетном бизнесе, и в 1881 г. начал выпускать еженедельник «Тит-Битс». Принятый в 1870 г. Акт об обязательном всеобщем обучении ставил своей первоочередной задачей поднять в нижних слоях общества уровень грамотности, необходимый для удовлетворения нужд экономики в работниках высокой квалификации. Название еженедельника Дж. Ньюнеса, если дать его в полном переводе, звучало так: «Выдержки из всех наиболее интересных книг, журналов и газет мира». Этот 16-стра-ничный сборник ценой в один пенс давал возможность читателю узнать как о последних происшествиях, скандалах и т.п., так и о событиях в мире спорта, новостях в области моды и домоводства и т.п. Все это сопровождалось различными «приманками» для читателей в виде конкурсов, розыгрышей призов. Например, помещались объявления о том, что семье любого человека, погибшего во время железнодорожной катастрофы с экземпляром «Тит-Битс» в кармане, будет выплачена денежная компенсация.
Успех предприятия превзошел все ожидания. Тираж еженедельника исчислялся сотнями тысяч. Три года спустя Ньюнес перенес свое издание в Лондон. Главный доход приносила публикация рекламы. Примеру Ньюнеса последовали другие. Среди них - Альфред и Гарольд Хармсворсы, а также Артур Пирсон. Все они числились среди регулярных корреспондентов «Тит-Битс», но вскоре их имена стали фигурировать в ряду новых самостоятельных издателей.
Поворот в судьбе издания - от убытков к прибылям -произошел после того, как Альфред Хармсворс, регулярный корреспондент “Тит-битс” следуя примеру «Тит-Битс», придумал и осуществил целый ряд трюков с целью привлечения новых читателей. Среди них особенно успешным был такой. Газета объявила, что будет выплачивать пожизненное пособие тем читателям, которые верно угадают, какие суммы будут фигурировать в балансовом отчете Банка Англии в назначенный день. Редакцию буквально засыпали градом писем, общее число которых достигло 780 тысяч. Через несколько месяцев газета стала приносить достаточные прибыли, чтобы расширить свой бизнес.
В 1881 г. Джордж Ньюнес (1851–1910) основал «Тит-Битс» («Всякая всячина») – дешевый еженедельник, который обещал предоставить своим читателям пикантные новости из самых интересных книг, журналов и газет мира. Вначале газета была типичным дайджестом, затем в ней появились и оригинальные материалы. Интерес к человеческой натуре отразился и в другом издании Ньюнеса – «Стрэнд Мэгэзин» («Журнал Стрэнда», 1891). Она помещала на своих страницах иллюстрации, развлекательные материалы, ранние рассказы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсе (это превратило «Стрэнд Мэгэзин» в одно из самых популярных ежемесячных изданий).
Ежемесячный журнал «The Strand Magazine» был основан Джорджем Ньюнсом в январе 1891 года в Великобритании и выходил до марта 1950 года. Предназначался он для семейного чтения, а свое название он получил по имени улицы, где был напечатан его первый номер. И хотя первые номера журнала по своему содержанию - перепечатке популярных рассказов - вроде ничем не отличались от других изданий того времени, уже с первого взгляда было видно, что это не обычный рядовой журнал. В «The Strand Magazine» было новшество, которое отличало журнал от других: несмотря на расходы и трудности, связанные с производством, Джордж Ньюнс настаивал на том, чтобы почти каждую страницу украшали иллюстрации. Картинки на каждой страничке, - стало девизом журнала.
Другим маркетинговым ходом стала низкая цена, раза в два ниже, чем у большинства популярных журналов того времени.
Война и последующие послевоенные заботы нанесли журналу «смертельный удар». Бумага была нормирована, как следствие, был урезан формат и сокращен тираж. Редакция понесла громадные убытки, от которых не смогла оправиться даже в послевоенные годы.

2. Роберт Флаэрти (1884–1951) начинал как горный инженер. В 1910-х он исследовал Канадское Заполярье, искал там нефть, вел дневник, а в одну из экспедиций взял с собой киноаппарат и снял множество сюжетов из жизни эскимосов. Собирая материал на монтажном столе, Флаэрти по неосторожности поджег пленку сигаретой, и весь негатив погиб. Этот момент он впоследствии назовет счастливым перстом судьбы. В следующую экспедицию была вновь взята кинокамера, но смысл этого был уже совсем иной: осенью 1919 года начались съемки будущего Нанука. Все эпизоды фильма теперь объединяла фигура главного героя – эскимоса, ведущего суровую борьбу за жизнь с враждебной природой. Фильм Нанук с Севера (1922) имел потрясающий зрительский успех (отголоском этого успеха является дожившее доныне название популярного сорта мороженого «эскимо»: оно продавалось в дни показа в фойе кинотеатров), он поражал, захватывал аудиторию не просто экзотикой Севера, но своей человечностью, огромной любовью к герою, своей философией, космичностью взгляда на мир. Но, может быть, еще более важно и другое: здесь впервые представители малой народности были показаны не так, как их хотели бы видеть колонизаторы, а так, как они сами себя видят. А кроме того, это был первый опыт документальных съемок путем длительного наблюдения. Тема «человек в мире природы» так и осталась главной в творчестве Флаэрти.

Билет 15

1. Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период третьего рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Тоталитарный режим Гитлера поставил СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать «неполноценные» нации, призывам к войне. Пропагандистская машина Геббельса во времена «третьего рейха» показала, что средства массовой информации можно успешно использовать для массового манипулирования общественным мнением и подготовки чудовищных преступлений против человечности.

После прихода Гитлера к власти ареал СМИ в Германии превратился в «газетное кладбище». Пресса сама констатировала, что уже в первый год пребывания нацистов у власти в стране возникла полностью «новая» печать, унифицированная по таким параметрам, как содержательное наполнение, редакционная политика и экономическое положение. Она отмечала, что «вчерашняя» пресса, которая еще недавно верила в государство, за одну ночь преобразилась, превратившись в «сегодняшнюю» прессу, которая мгновенно должна была поверить в идеи национал-социализма. К началу Второй мировой войны НСДАП принадлежало 2400 ежедневных газет общим тиражом около 20 млн. экз., 4800 журналов и почти 3000 издательств.

Непартийная пресса планомерно уничтожалась. К маю 1941 года было закрыто 500 газет, после Сталинградской битвы в 1943 году – еще 950 газет, после последней чистки (третьей по счету) в 1944 году осталось лишь несколько наименований прежних буржуазных изданий. Статистика свидетельствует, что если в 1932 году общее количество газет равнялось 4700, то в 1944 году их насчитывалось лишь 977.

«Триумф воли» (нем. Triumph des Willens) — фильм о съезде НСДАП в 1934 году в Нюрнберге, снятый кинорежиссёром Лени Рифеншталь по заказу Гитлера. Премьера состоялась 28 марта 1935 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. После крушения Третьего рейха демонстрация фильма в Германии была запрещена, так как он, по мнению союзников, служил распространению идей национал-социализма. Сегодня его показ в Германии разрешен только в учебно-просветительских целях с обязательным вступительным словом киноведа или историка

Этот один из самых дорогостоящих и нашумевших неигровых фильмов нацистского периода отмечен печатью «Создан по заказу фюрера». При этом Гитлер лично дал ему название[1]. Несмотря на то что он финансировался из средств рейха, режиссер Лени Рифеншталь смогла амортизировать его частным образом. Официально продюсером значилась не НСДАП, а «Рифеншталь фильм ГмбХ». С помощью 35 кинооператоров и технической группы из 170 человек было отснято 120 километров материала, из которого она смонтировала фильм длиной около 3 километров. Кроме Рифеншталь, в Германии больше никто не располагал такими возможностями и такой политической протекцией[2]. О монтажном принципе она написала в книге «За кулисами фильма о съезде партии» слова, авторство которых позднее отрицала: «На волне реального события в Нюрнберге требовалось инстинктивно найти единую образную линию фильма, который с каждым новым актом, с каждым новым впечатлением все сильнее потрясал бы слушателя и зрителя»[3]. В 1965 году в интервью журналу «Кайе дю синема» Рифеншталь заявила: «Это чисто исторический фильм. Я уточняю, это документальный фильм. Он отражает правду истории 1934 года. Таким образом, это документальный, а не пропагандистский фильм»[4]. Для режиссера и ее сторонников это был исторический документ, для киноведения в лучшем случае документ политического видения: «тотальная трансформация реальности» (Зигфрид Кракауэр)[5], «ритуал мобилизации» (Мартин Лойпердингер)[6].

Фильм был признан «особо ценным в государственно-политическом и художественном отношениях». В 1935 году он получил государственный приз и Кубок Муссолини Венецианского кинофестиваля.

Действие фильма происходит в Нюрнберге в сентябре 1934 года, во время проведения VI ежегодного съезда Национал-социалистической рабочей партии Германии. Вступительный титр гласит: «20 лет после начала мировой войны… 16 лет после начала немецкого горя… 19 месяцев после начала германского возрождения…» Название, как и происходящее на экране действо отсылает к триумфам, проводимым в Древнем Риме победителями. В роли триумфатора выступает Адольф Гитлер, победивший пару месяцев назад раскол в партии («Ночь длинных ножей»). Фильм призван показать возрождение немецкой нации после позорного поражения в Первой мировой войне, а также единство немецкого народа, национал-социалистической партии и её лидера. Один из наиболее пафосных эпизодов связан с церемонией освящения новых знамён штурмовых отрядов партийным Знаменем крови, которое нёс ветеран движения Якоб Гриммингер. «Знамя крови», хранящее капли крови мучеников Пивного путча, символизировало преемственность поколения отцов, проигравших Первую мировую войну, и напоминало о двадцатилетнем пути Гитлера к вершине политической и государственной власти. Фильм завершается речью Гесса: «Партия — это Гитлер! Гитлер же — это Германия, так же, как и Германия — это Гитлер!» и исполнением песни Хорста Весселя.

Сохранилась «своего рода инструкция к восприятию фильма»[11]: «Радостное утро. Солнце светит над немецкой землей. Сгущаются облака, устремляются к гигантским горам, окутывают их серебристым и золотым светом, оседают, тают, разносятся ветром… Словно фантастический орел, самолет разрезает воздух. (…) Это самолет, который несет фюрера в тот город, где состоится огромное, величественное и волнующее действо новой Германии. (…) Необозримые людские массы прикованы к небу. Там, в заоблачных высотах, на золотом солнечном небосводе появляется быстро растущая тень, увеличивается, приближается. С гулом кружит над городом. Какой-то самолет. Тот самый самолет. Фюрер летит!»[12]. Этот текст снабжен всеми сакральными символами: утро, небо, окутанные золотым светом горы, орел, deus ex machina, затем «символически священный акт, рукопожатие». «Снова и снова мы чувствуем это почти с мифической силой: как близок этот народ к своему фюреру, как близок этот фюрер к нему».[12] Как заметила Майя Туровская, это «формулирование догмы, а не рекламный текст».

В конце 1960-х годов киноведы задались вопросом, можно ли рассматривать эстетические достоинства этого фильма независимо от его иделогического посыла. Критики предупреждали, что «Триумф воли» нельзя отделить от контекста его возникновения, и дистанцировались от тех, кто не отказывал ему в эстетической силе и надеялся реабилитировать художественную сторону этого «утилитарного фильма». При этом «Триумф воли» служил наглядным примером «аффективного кино», снятого и смонтированного в жанре апофеоза[11].

Ещё во время Второй мировой войны кадры из «Триумфа воли» стали использовать в документальных фильмах о Третьем рейхе. Эта практика продолжается до сих пор. Таким образом, во многом за счет фрагментов «Триумф воли» стал составной частью культурной памяти. Тем самым он достиг такой известности, которой не пользуется ни один другой документальный фильм.

2.Социальная ответственность СМИ обсуждается в коммуникативистике на всех этапах ее участия вместе с другими научными дисциплинами в разностороннем изучении медийных факторов общественно-культурного прогресса. Сегодня, когда активизация партисипационной демократии (participatory democracy) с прямым участием граждан в принятии коллективных решений на правовом поле различных структур власти может осуществляться не только в традиционных формах демонстраций и маршей, выборных кампаний и других политических или хозяйственных мероприятий, но и виртуально, путем использования новейших технических средств связи и информации, включающихся в кроссмедиатизацию мира, в коммуникативистике также усиливается внимание к проблемам партисипационно-демократических ресурсов социальной ответственности СМИ и журналистики. На страницах Международного вестника коммуникативистов – «Интернэшнл комюникейшн Газетт» – в 2007-2008 гг. одна за другой публикуются полемические статьи, в которых идеи необходимости «солидарной ответственности» и «партисипационной стратегии»2 коррелируются с задачами контент-анализов, посвященных сравнению фреймированных новостей о важных событиях в жизни разных стран и международных отношениях, которые распространяются по разным каналам телевидения, в прессе, посредством интернета при участии как профессиональных журналистов, так и блогеров, связанных нередко с деятельностью многообразных сил и структур медийного менеджмента.

Чем больше изучаются многообразные связи медийных функций с социальными структурами, влияющими на дискурсные качества новостных программ и результаты их фреймирования, тем чаще звучат призывы к совершенствованию системных подходов, позволяющих исследователям разных профилей и в разных странах вносить совместный партисипационный вклад в теорию системности, которая описывает современное общество как социальную систему, видоизменяющуюся в автономно функционирующих контекстах. Политика, экономика, наука, медиа и другие подра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: