Пад. | 5-20, 30 | 50-80 | 40, 90, 100 | 200-400 | 500-900 | 1,5; 150 | М.р. | Ж.р. |
И. п. | Пять, восемь | восемьдесят | Сорок, девяносто сто | триста | восемьсот | Полтора полтораста | оба | обе |
Р.п. | Пяти, восьми | восьмидесяти | сорока девяноста ста | трёхсот | восьмисот | полутора полутораста | обоих | обеих |
Д.п. | Пяти, восьми | восьмидесяти | тремстам | восьмистам | обоим | обеим | ||
Т.п. | Пятью, восьмью | восьмьюдесятью | тремястами | восьмьюстами | обоими | обеими | ||
П. п. | Пяти, восьми | восьмидесяти | трёхстах | восьмистах | обоих | обеих |
Морфологические нормы употребления глаголов и причастий. Определение спряжения глагола и правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Образование форм глагола
Пример ошиб. и прав. вар. | Правило |
Поклади (ложи) в сумку, ехай быстрей, я победю его Правильный вариант: Клади (положи) в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его | а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать - поезжай(-те); лечь - ляг(-те); бежать - беги б) глагол класть употребляется только без приставки (класть – клади, кладите); в) глаголы с корнем -лож- только с приставкой (положить - положи, выложить - выложи). г) не употребляются формы 1-го лица единственною числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и др. |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
|
|
I спряжение II спряжение
Лица | Ед. ч. | Лица | Мн. ч. | Лица | Ед. ч. | Лица | Мн. ч. |
1 л. (я) | - у, - ю | 1 л. (мы) | - ем | 1 л. (я) | - у, - ю | 1 л. (мы) | - им |
2 л. (ты) | - ешь | 2 л. (вы) | - ете | 2 л. (ты) | - ишь | 2 л. (вы) | - ите |
3 л (он) | - ет | 3 л. (они) | - ут, - ют | 3 л (он) | - ит | 3 л. (они) | -ат, -ят |
Суффиксы причастий и личные окончания глаголов I и II спряжений
Причастия настоящего времени от глагола несов. в. | Причастия прошедшего времени | ||
I спряжения | II спряжения | от глагола несов. и сов. в. | |
Действительные | -ущ-, -ющ- | -ащ-, -ящ- | -вш-, -ш- |
Страдательные | -ем-, -ом- | -им- | -енн-, -нн-, -т- |
В неопределенной форме не на –ить + исключения: брить, стелить, брезжить, зиждиться, зыбиться | В неопределенной форме на –ить + 11 исключений: Гнать, держать, дышать, обидеть, Видеть, слышать, ненавидеть, А еще терпеть, вертеть, И зависеть, и смотреть. | Перед суффиксами сохраняется конечная буква основы неопр. формы глагола, кроме страд. прич. прош. вр. с основой на –ить и –еть, которые образуются с помощью –ЕНН– | |
Действительные | Бор о ться (I спр.) – бор ю тся, бор ю щийся | Кле и ть (II спр.) – кле я т, кле я щий Гн а ть (II спр.) – гон я т, гон я щий | Бор о вшийся, Кл е ивший, гн а вший |
Страдательные | Освещ а ть - освеща е мый | Вид е ть (II спр.) – вид и мый | Освещ е нный, (у)вид е нный(сов.) |
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
|
|
Слитно пишутся НАРЕЧИЯ, если к ним можно задать ОДИН ВОПРОС – ВОПРОС НАРЕЧИЯ: Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? (Когда? В начале чего?) В начале урока ВНАЧАЛЕ (когда?) подумай, а потом отвечай.
Вводное слово ИТАК, стоящее в начале предложения и выделяющееся запятой, пишется СЛИТНО: ИТАК, ты знаешь, что делать?
Если наречие отвечает на вопрос КАК?, то И ТАК пишется раздельно: И ТАК далее; И ТАК было всегда; поступал И ТАК, и эдак.
КАК БУДТО, ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК ЧТО, ТАК КАК, ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО, КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО, КТО БЫ ТО НИ БЫЛ, ВСЁ НИПОЧЁМ, ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ – раздельно! ПОСКОЛЬКУ, ПОСТОЛЬКУ, НАСКОЛЬКО, ВСЛЕДСТВИЕ, ВПОСЛЕДСТВИИ – всегда слитно!