Звуковой барьер - это естественная преграда автоматически воздвигаемая между аудиторией и плохим докладчиком.
В хорошо продуманной речи ответы на вопросы из зала даются еще до того, как слушатели их зададут!
В бизнес-презентации оратор излагает свою точку зрения.
Пока слова не сказаны, ты — их хозяин, а как только сказаны, они — твои хозяева.
Шотландская пословица.
Идите вперед шаг за шагом — это оптимальный способ продвижения.
- На стадии подготовки сформулируйте подробно и вслух цель, главное сообщение и призыв предстоящего выступления.
- Зафиксируйте эти формулировки в письменном виде.
- Переработайте этот текст в соответствии
с основными правилами риторики. - Несколько раз медленно вслух перечитайте его от начала до конца. Таким путем вы выработаете и закрепите на подсознательном уровне управление речью.
- Сократите полный текст до опорных слов, представляющих его абзацы. Получится структурированный конспект, по которому можно будет быстро восстановить последовательность текстовых заготовок, хранящихся в подсознании, и вызвать их оттуда в требуемом порядке.
- Выучите наизусть вступительные слова,формулировку сообщения и призыва. Первое впечатление играет решающую роль, последнее надолго врезается в память.
- Медленно произнесите текст, пользуясь опорными словами. Как только заметите,
что где-то запнулись, вернитесь к полной версии и снова медленно прочтите ее вслух от начала и до конца. - Упражняйтесь таким образом, пока не на учитесь произносить доклад или выступление без запинки.
Разница между любительским и профессиональным оркестром заключается в количестве репетиций!
Курт Мазур, дирижер
Такая последовательность действий считается оптимальной при подготовке выступлений, презентаций, докладов самого разного рода — от интервью при приеме на работу или представления проекта до 1РО.
Ее главное преимущество в том, что созданные заготовки аргументации, которые хранятся в кратко- и долговременной памяти, можно будет без труда извлечь оттуда и при следующем выступлении.
Вы наверняка это наблюдали у политиков, умеющих убедительно доказывать свою точку зрения. Сначала они обосновывают политическую идею в узком дружеском кругу, затем на уровне общины, округа, чуть позднее — области, земли, а потом и федерации. И во время ток-шоу в прямом эфире, когда их видят миллионы телезрителей, они всегда держатся уверенно.
С некоторыми топ-менеджерами ситуация иная — они стараются вспомнить свои доводы непосредственно перед телекамерой, и им трудно найти нужные слова. Результат — собственный провал и катастрофа всего замысла.
Тот, кто во время круглого стола только отвечает на вопросы, отдает ведение беседы в чужие руки и отказывается от передачи собственного сообщения.
Нечто подобное случается, конечно, и с политиками. Так произошло, скажем, в январе 2002 г. с тогдашним кандидатом на должность канцлера от партии ХДС/ХСС премьер-министром Баварии Эдмундом Штойбером, когда он представлял свою программу потенциальным избирателям на телевизионном шоу Сабины Кристиансен. Вот как воспроизвел его речь журнал 5р1е§е1 в опубликованной в начале февраля статье «Человек, нуждающийся в помощи»: «...то есть понижение... э-э... возраста, да, возраста детей, когда они... могут въезжать вместе с родителями; это пункт пятый, а шестой пункт — это об одно... нет, не об однопо... а о праве убежища, э-э... или я об этом уже... э-э... от преследований не по политическим и расовым мотивам, по другим основаниям... да, нетрадиционная ориентация и вроде того... э-э... когда такое имеет место или когда женщины, если их ущемляют за их женский пол...» Вдобавок герр Штойбер несколько раз обращался к фрау Кристиансен, называя ее «фрау Мер-кель», и неоднократно возникало впечатление, что он полностью вышел из роли. Таким образом, Штойбер не сумел достойно преподнести свою кандидатуру. Что же произошло? Поскольку у него не могло не быть четкого сценария выступления, я думаю, что он заблудился в своих обширных познаниях и дал волю свободным ассоциациям. С точки зрения телезрителей его речь не содержала никакого сообщения — он провалился. Содержания слов не восприняли даже те, кто прямо поддерживал Штойбера и аналитически интерпретировал его высказывания.
Нехватка слов, так явно проявившаяся во время телевизионного выступления, послужила по-24
водом для разнообразных шуток. Журнал 51егп опубликовал фотографии кандидатов — Штойбера и Шредера, снабдив их подписью: «Э-э или я?»
С точки зрения структуры разговора ошибка Штойбера заключалась в том, что он старался ответить на все вопросы и при этом потерял свое сообщение — message
Ведущая много раз перебивала его, задавала дополнительные вопросы, и все они тут же принимались, получали ответ по ходу выступления, но из-за этого страдала структура. Получилось вавилонское столпотворение, смешение языков.