Классическая схема ответов на вопросы (обратной связи с аудиторией) основана на альтруистической модели, которая, правда, создает психологические условия для приятного общения, но полностью игнорирует основные законы риторики.
Предположим, сессия вопросов и ответов после вашей презентации или доклада приняла затяжной
характер и достигла точки кипения. В этом случае после ответов на вопросы традиционным способом конфронтация не закончится, а попытки вернуться к конструктивному диалогу обречены на провал.
Поэтому вы останавливаете нарастание взаимного раздражения, прерывая «инициирующую цепочку», и проводите отчетливую границу.
В таких случаях вы применяете метауровне-вый контроль диалога. Под метауровнями понимаются уровни диалога, находящиеся над его содержательным и эмоциональным уровнями. Здесь рассматриваются цель обсуждения, поведение участников, сами участники, ситуация в целом.
Отвечайте последовательно и профессионально, точно, целенаправленно, стремясь к достижению конечного результата, ориентируясь на партнера и его поведение. Обдумайте ход диалога.
|
|
Как считает специалист по психологии речевых коммуникаций профессор Фридеманн Шульц фон Тун, во многих компаниях независимо от стиля ведения совещаний сейчас стали стандартом ответы, предполагающие вопрос традиционного типа.
Что я чувствую?
Как это на меня действует?
Чего я для себя желаю?
Традиционные ответы несут по большей части
мягкие «я-сообщения» (термин Ф. Шульца фон Туна), в них слабо выражена конфронтация, преобладают смягченные выражения и разного рода условные конструкции; в самом худшем случае го-
ворящий объявляет о своей неспособности сдерживать эмоции.
Рекомендую: забудьте все это!
«Я-сообщение» дает любому критически настроенному оппоненту повод для нелестного высказывания в ваш адрес («Это целиком и полностью ваша проблема!»), вдобавок вы усиливаете негативные моменты. Этим вы добиваетесь результата, противоположного желаемому.
«Ответы по Бредемайеру» нацелены прямо в противника и отчетливо выявляют конфликт.
Конечно, в подобных ситуациях нам тяжело дается «разговор начистоту» — откровенное заявление о конфронтации. И все-таки в большинстве случаев есть прямой смысл поступить именно так.
«Я-сообщение» заменяется «ты-сообщени-
ем» («что я думаю о тебе»).
Прежний шаблон — «Я в порядке, ты в по
рядке, наш диалог в порядке» — теряет
силу.
Речевое поведение оппонента сигнализиру
ет: «Нет, не все в непорядке!»
Скажите ему об этом.
Пример
(Вы улыбаетесь). К сожалению, мы изводим друг друга взаимными упреками и ненужными обвинениями, упуская из вида цель разговора. Держитесь, пожалуйста, темы
|
|
Это — «мы-сообщение» («в каких отношениях мы находимся»), с ним у вас есть шанс лишь при условии, что оппонент действительно заинтересован в результивной беседе.
«Ответ по Бредемайеру» срабатывает безотказно — негативная тематика остается за бортом, а собеседники или аудитория получают стимул к продолжению конструктивного диалога.
Это совершенно новый подход — я намеренно противопоставляю свои приемы господствовавшей ранее культуре ответов на вопросы.
Тем не менее не существует «золотых» правил общения, применимых в любой ситуации. Единственное исключение: «не существует "золотых" правил общения».
Согласно кодексу законов риторики, правила
таковы.
1. Отметьте позитивные изменения.
2. Закрепите их позитивный смысл в сознании
собеседника.
3. Покажите возникающие благодаря им выгоды.
Правила «ответов по Бредемайеру», согласно: кодексу законов риторики, таковы:
1. Заявить об изменении, сформулировав его в утвердительной форме, причем как призыв («ты-сообщение»}.
2. Произвести таким образом желаемое действие на собеседника и ход диалога. Вот шаблон позитивного «ответа по Бреде-майеру» (выучите его наизусть, но потом видоизменяйте в зависимости от ситуации): «В интересах конструктивного обсуждения держитесь, пожалуйста, темы и существа дела. Тогда мы уложимся в отведенное время и придем к адекватному решению, удовлетворяющему обе стороны!»
Систему «ответов по Бредемайеру» можно расширять и видоизменять в зависимости от собеседника, цели и хода диалога.
Профессионалам я рекомендую применять «ответы по Бредемайеру» и при «нормальном» течении сессии вопросов и ответов. Это обеспечит квалифицированную обратную связь и квалифицированное обсуждение реальных альтернатив по законам риторики.
Пример
«Пожалуйста, герр Шульк, повторите ваше главное сообщение, а затем объявите рабочий перерыв. Так вы подчеркнете важность этого сообщения и эффективно закрепите его в нашей памяти».