Модификация прежних правил обратной связи применительно к новой системе

«Вот вам мой совет, герр Шульк: сейчас вы повторите, к примеру, свое главное сообще­ние, а затем объявите целевой рабочий пере­рыв. Результат понятен и очевиден; вы под­черкнете важность этого сообщения и эф­фективно закрепите его в нашей памяти».

Речевое давление — эмоциональная настройка подсознания

У того, кто в ходе выступления или диалога не­сколько раз подсознательно «поддакивает» говоря­щему, снижается эмоциональный порог принятия новой информации.

Диалоги живут благодаря невербальному взаи­модействию — всевозможным кивкам, одобритель­ному или неодобрительному хмыканью и иному поведению, укрепляющему контакт. К сожалению, в монологической речи эти типично диалоговые реакции часто стираются. Измените положение!

Во время выступления слушатель не может оценить информацию, подтвердить ее или опро­вергнуть, он лишь сравнивает ее с тем, что ему из­вестно из собственного опыта. Поэтому вы созна­тельно снижаете его, как говорят социопсихологи,

эмоциональный порог, управляете его готовно­стью отбросить предрассудки и обратиться к но­вой теме или информации.

Вовлекайте других участников диалога в свое выступление и на содержательном уровне, все вре­мя заставляя их мысленно вам поддакивать. Ока­зывайте на них «речевое давление».

Предположим, закончился ваш основополага­ющий доклад, погас последний слайд тщательно продуманной презентации, замерли звуки блестя­щего выступления. Каков же ответ?

Публика (или — в случае диалога — другие участники) поднимает или опускает большой па­лец, как это делали 1800 лет назад римские импе­раторы на гладиаторских боях.

Применение законов риторики обеспечит за­крепление в памяти сложного содержания, труд­ных тем, громоздких конструкций, оптимальных для отточенной, хорошо структурированной аргу­ментации и для критических отзывов с дальней­шим углублением и расширением доводов. Что выучено, то выучено — но, к сожалению, семина­ры, на которых учат оптимальным образом пред­ставлять содержание, очень дороги.

Многочисленные выступления, презентации и дискуссии учат нас только вовлекать в них осталь­ных участников на содержательном уровне. Это, разумеется, получается у вас благодаря уверен­ному применению законов риторики.

И все же, как показывает практика, далеко не каждому дано увлечь слушателя до такой степени, чтобы последовала непосредственная реакция. Оратор произносит монолог, осуществляя комму­никацию в первую очередь на содержательном, информационном уровне.

Что же происходит на уровне контакта, как сделать, чтобы слушатели внутренне вам поддаки­вали?

«Поддакивание» понижает эмоциональный порог для принятия информации, которую рече­вой партнер не может проверить на месте и уста­новить, верна она или нет.

Пример

Вы выступаете на важном открытом мероприятии, и после эффектной концовки вашей ре­чи некий критически настроенный слушатель заявляет, что вы рассуждали поверхностно и обнаружили отсутствие профессионализма. Вы же в ответ повторяете свою точку зрения: «Это совершенно ошибочная оценка. Мой профессионализм в области концептуально­го проектирования и успешного внедрения р доказан, и его подтверждают показатели нашей компании. Вы, уважаемый коллега, я по­лагаю, тоже профессионал». И незадачливый критик поддакивает вам.

Воздействие на речевого партнера феноме­нально. Задавая полемический вопрос, оппонент

понижает ваш личный статус. Вы точно парируете удар — и обескураженный соперник вам поддаки­вает. Публика воспринимает это как согласие с ва­шей точкой зрения. Это и есть речевое давление.

Естественно, оказать такое давление удается после обращения на уровне контакта — реплики, прямо адресованной оппоненту, при постоянном зрительном контакте с ним.

Поэтому и на заседаниях в узком кругу, и на мно­голюдных пленумах следует оказывать «речевое давление», которое в наших широтах устанавлива­ется через 1,1-2,1 секунды. Оно осуществляется не на содержательном уровне, а на уровне контакта.

Или, другими словами: пользуясь профессио­нальными приемами, перенесите в свой монолог шаблоны ведения диалога и воздействуйте с их по­мощью на подсознание слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: