Модель системного анализа в условиях определенности
Следует сразу же оговориться, что ситуация определенности в социальном мире — явление чрезвычайно редкое, можно сказать, экзотическое. В реальной социальной практике приходится иметь дело с такими проблемами, в содержании которых далеко не все ясно и очевидно. Лишь только очень узкий класс задач в сфере экономики с весьма солидной долей условности можно отнести к разряду определенных. Классическим примером простейшей задачи системного анализа в условиях определенности (с указанными оговорками) может служить задача производства и поставок товара. Она заключается в нахождении оптимального соотношения между количеством производимого товара одного наименования в одной партии и числом самих партий в год при фиксированном объеме поставляемого товара в год. Специалисты-математики легко разглядят в этом примере типичную вариационную задачу: найти такой размер количества товара в партии, при котором сумма затрат на производство и хранение товара достигает минимума.
|
|
Кроме рассмотренной существует целый класс задач системного анализа и соответствующих им моделей систем, где речь идет о необходимости минимизировать одну из функций многих переменных следующего типа:
Е = а1Х1 + а2Х2 +... + а i Х i +... + аnХn,
где х i, — искомые переменные;
а i, — соответствующие им коэффициенты или «веса переменных» при наличии ограничений
на обе величины.
Задачи такого класса достаточно хорошо исследованы в специальном разделе прикладной математики — линейном программировании. Еще в докомпьютерные времена были разработаны алгоритмы поиска экстремумов таких функций Е= (a,X), которые назвали целевыми. Эти алгоритмы, а также приемы используются и сейчас для разработки прикладных компьютерных программ системного анализа.
Системный подход привел к появлению специализированных, типовых методов решения практических задач управления экономикой, особенно для задач со многими десятками сотен или даже тысячами переменных. Наиболее «старыми» и, следовательно, наиболее обкатанными являются методы решения специфичных задач, которые давно уже можно называть классическими. Их содержание следует знать хотя бы на уровне постановки.