Виды социологических исследований

ГЛАВА III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДЫ, ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Любое научное исследование представляет собой вид по­знавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации, изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов (эксперимент, наблю­дение), обоснование направлений и разработку методов и средств их решения. Социологическое исследование — один из основных способов развития социологии, сфера профессиональ­ной деятельности социологов. Социологические исследования представляют собой последовательность определенных этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых яв­ляется изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать фак­ты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях.

Для того чтобы лучше понять смысл и особенности социо­логического исследования, вспомним, что собой представляет социология.

Несмотря на длительность дискуссии о предмете и объек­те социологии и множество высказанных дефиниций, а может быть, именно благодаря их обилию, общепринятого определе­ния социологической науки до сих пор не существует. Каждый, затрагивающий в своих выступлениях или публикациях прин­ципиальные аспекты социологии, вынужден определять свою позицию по этому вопросу. Не претендуя на оригинальность, последуем установившейся традиции.

Буквальный этимологический смысл понятия «социология», как известно, обозначает науку об обществе. Однако общество как специфический объект действительности является предме­том познания множества дисциплин: социальной философии, истории, политологии, культурологии, социальной психологии. Поэтому ограничиваться только этим — этимологичес­ким — пониманием социологии непродуктивно. Специфика со­циологии проявляется в том, что из всего комплекса явлений, процессов и структур, образующих общество, она в качестве предмета исследования выделяет мир социальной деятельности людей, их связей и взаимодействий, которые в совокупности и обеспечивают функционирование общества как целостной со­циальной системы.

Общество в социологической науке рассматривается не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как упорядоченная структура, как целое, состоящее из определенным образом расположенных частей, взаимодействующих между собой в соответствии с более или менее устойчиво проявля­ющимися правилами (алгоритмами, закономерностями). Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элемен­тов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении — определение наиболее важных и устойчивых связей между отдельными частями структуры. Поэтому социология в понятие социальной структуры включает не только взаимное расположение индивидов, групп, социальных институтов в об­ществе, но и их взаимосвязи, то есть взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностно­го общения, так и с помощью средств массовой коммуникации. Таким образом, социология рассматривает общество как систему, и главной ее задачей, как и всякого системного исследования, является установление характера внутри- и внесистемных связей и взаимодействий.

Социология — наука об общих и специфических закономер­ностях развития и функционирования конкретных социальных систем (обществ), социальных институтов и общностей, обра­зующих структуру социальных систем, исследующая механизмы и процессы взаимодействия и взаимосвязи как внутри, так и между названными институтами и общностями, а также харак­тер и формы проявления этих закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, институтов на основе соответствующей эмпирической информации.

Названные связи и взаимодействия можно изучать как на макроуровне, с целью установления общих, инвариантных зако­номерностей развития социального мира (и тогда мы будем иметь дело с общетеоретическим уровнем социологического знания), так и на уровне конкретных, частных социальных структур и процессов (и тогда мы будем иметь дело с комплексом конкретно-социологических дисциплин, позволяющих выявлять конкретные формы проявления исследуемых закономерностей).

Оба уровня социологии в качестве обязательного элемента предполагают проведение специальных исследований. Их целью является получение документальных материалов, в которых с помощью определенных методов фиксируется необходимое множество эмпирических фактов, отражающих состояние со­ответствующих фрагментов предметной области социального мира.

Весьма важная особенность социологии состоит в том, что по­лучаемое на ее основе знание (даже общетеоретического уровня), как правило, в большей или меньшей степени ориентировано на использование при решении актуальных практических проблем. Поэтому одним из важнейших критериев реальной ценности социологического знания является уровень его востребованности социальной практикой. Есть основания утверждать, что весьма определенная управленческая ориентация — тот специфический признак, который существенно выделяет социологию среди всех наук об обществе.

Таким образом, можно говорить о двух типах конечных ре­зультатов социологического исследования. Первый — достаточно традиционный, неспецифический, являющийся итогом исследо­вания в рамках любого научного направления. Он представляет собой новое знание о какой-либо предметной области социального мира. Второй — это информация, полученная средствами соци­ологии в связи с необходимостью решения какой-либо практи­ческой проблемы и включенная в структуру информационного обеспечения органа социального управления.

Отличие первого от второго состоит в том, что результаты первого типа — это чистое знание об определенном социальном феномене (например, молодежная культура, девиантное поведе­ние, маргинализация). Главный критерий ценности знания первого типа — принципиальная новизна. Востребованность знания этого типа социальной практикой не играет существен­ной роли. Для него вполне приемлемо самое общее определение информации как некоторых сведений.

Критерием ценности результатов второго типа является, прежде всего, их практическая актуальность, информативность, потенциальная возможность снижения неопределенности для структур, принимающих управленческие решения. Принципиаль­ной новизны они могут и не содержать. Как видно, результаты второго типа представляют собой управленческую информацию.

Объективная необходимость использования возможностей социологии в исследованиях социально-экономических и поли­тических процессов структурами социального управления пред­определяется ее спецификой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: