Принцип уважения прав и свобод человека

Буржуазные революции в европейских государствах, принятие Конституции США и Декларации прав человека и гражданина во Франции знаменовали собой начало принципиально нового этапа в истории взаимоотношений между личностью и обществом. Признание уникальности и самоценности каждого индивида, его естественных и в силу этого неотчуждаемых прав привело к появлению современного человека как основного субъекта социальных отношений. В науке прочно утвердился тезис о том, что степень уважения прав и свобод человека является главным критерием социального прогресса, показателем цивилизованности того или иного общества. Каждая последующая ступень общественного развития характеризуется все большим вниманием, уделяемым правовому статусу личности и гарантиям его соблюдения. Согласно статье 1 Конституции Республики Казахстан, высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

Принцип уважения прав и свобод человека в качестве императивной нормы действующего международного права впервые был закреплен в Уставе ООН 1945 года. Данная точка зрения опирается на положения Устава, содержащиеся в его преамбуле, статье 1, статье 55 и других статьях. Так, в преамбуле Устава говорится о желании народов утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Среди целей Организации Объединенных Наций указаны поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Вместе с тем, уважение прав и свобод человека не названо в Уставе принципом Организации (статья 2 Устава вообще не содержит упоминания о правах человека). Поэтому нормативное содержание рассматриваемого принципа следует раскрывать посредством анализа других международно-правовых документов.

Значение Устава ООН для становления принципа уважения прав и свобод человека заключается в том, что он впервые в истории увязал проблему обеспечения прав человека с проблемой поддержания международного мира и безопасности. Именно этим определяется роль данного принципа в современных международных отношениях. В наши дни не столько посягательства на мир и безопасность представляют угрозу для прав человека, сколько, наоборот, грубые и массовые нарушения прав и свобод личности влекут за собой акты агрессии и вооруженные конфликты. Поэтому всеобщее уважение и соблюдение прав человека следует рассматривать не только как основную цель, но и как средство обеспечения международного мира и безопасности. Без реализации данного принципа трудно говорить об эффективном функционировании всей системы принципов международного права в целом.

Следует обратить внимание на то, что в названии принципа используется слово “уважение”, а не “соблюдение”. Это означает, что международное право обязывает государства уважительно относиться к правам и свободам граждан, а не принимать какую-то унифицированную, жесткую модель правового статуса личности. Иными словами, международное право вырабатывает лишь минимальные стандарты прав и свобод человека, а государства сами выбирают конкретные формы соответствия этим стандартам с учетом своих национальных, культурных и исторических особенностей. Кроме того, не следует забывать, что реализация целого ряда прав индивида (особенно социальных) напрямую зависит от уровня экономического развития государства и поэтому не может быть одинаковой во всех странах. Поэтому западно-европейская модель прав человека отличается, например, от мусульманской, и обе модели имеют право на существование. Таким образом, действующее международное право закрепляет только перечень основных прав и свобод человека и требует от государств прилагать максимальные усилия для их реализации. Понятно, что все государства достигают на этом пути разных успехов. С этой точки зрения, нарушением принципа уважения прав и свобод человека будет не любое несоответствие внутренней политики страны международным документам, а лишь практика умышленных, массовых и грубых нарушений прав личности. Квалификация подобных деяний должна осуществляться компетентными международными органами.

Говоря о минимальных международно-правовых стандартах прав человека, чаще всего упоминают три документа: Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта были приняты в 1966 году). Все три акта в совокупности составляют так называемый Международный билль о правах человека. При этом между правовой природой этих актов есть существенные различия. Если Всеобщая декларация прав человека не является международным договором (и, следовательно, не создает для государств юридических обязательств), то оба пакта - это международные соглашения, обязательные для всех государств-участников. Указ о присоединении Казахстана к пактам был подписан Президентом страны 15 ноября 2003 года. В указанных документах содержится тот самый перечень прав и свобод личности, который образует международные стандарты в области прав человека: Всеобщая декларация состоит из 30 статей, пакты содержат 84 статьи (не считая Дополнительных протоколов к ним).

Помимо трех указанных документов, правовой статус личности регулируется большим числом универсальных и локальных международных соглашений, среди которых можно назвать Конвенцию о предупреждении геноцида и наказании за него 1948 года, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенцию о правах ребенка 1989 года и т.д. Закрепленные в этих и подобных документах положения также являются нормативным содержанием принципа уважения прав человека. Особенностью данного принципа является то, что его нормативное содержание постоянно развивается, что связано с появлением все новых и новых прав и свобод личности (право на информацию, право на благоприятную экологическую среду), а также институтов и механизмов их защиты.

Обеспечение принципа уважения прав и свобод человека осуществляется при помощи различных средств, среди которых особую роль играют международно-правовые. В рамках ООН и наиболее авторитетных региональных международных организаций функционирует целый ряд органов, призванных контролировать соблюдение государствами прав человека. Совет Безопасности ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека, Международный Суд по правам человека в Страсбурге, Международный уголовный Суд - все эти структуры ведут непрерывный мониторинг ситуации с правами человека и в необходимых случаях ставят вопрос о привлечении того или иного государства и его должностных лиц к международной ответственности. Как показывает практика, чаще всего уголовная юрисдикция международных судебных органов распространяется на международные преступления, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека (геноцид, апартеид, военные преступления). Подобные преступления признаются посягательством на международный правопорядок в целом и дают право любому государству поставить вопрос о привлечении виновных к международной ответственности. Следует помнить, именно институт международной защиты прав и свобод человека дает основание некоторым ученым говорить о международной правосубъектности отдельных индивидов.

В договорной практике Республики Казахстан принцип уважения прав и свобод человека занимает видное место. Например, в Декларации об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Королевством Испания стороны подтвердили необходимость развития взаимоотношений на основе принципов демократии, свободы, солидарности и уважения прав человека. В статье 2 Устава Содружества Независимых Государств одной из целей СНГ провозглашено обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ. Вместе с тем, до сегодняшнего дня Казахстан не присоединился ни к одному международному документу, предусматривающему международную юрисдикцию в области защиты прав человека. Таким образом, возможности граждан Республики Казахстан в сфере защиты своих прав и свобод пока исчерпываются лишь национальными правовыми процедурами.

Как уже отмечалось выше, современная доктрина международного права исходит из того, что уважение прав и свобод человека является международной обязанностью государства. Исходя из того, что любой принцип международного права носит императивный характер, государства должны уважать права и свободы человека независимо от присоединения к соответствующим международным документам. Следовательно, вопросы правового статуса личности не могут быть отнесены к сугубо внутренним делам государства. Поэтому практика массовых и грубых нарушений прав личности в каком-либо государстве не должна оставаться безнаказанной: вмешательство мирового сообщества в лице ООН в таких случаях выглядит вполне оправданно. При данных обстоятельствах государство-нарушитель не вправе ссылаться на принцип невмешательства во внутренние дела. Вместе с тем, на практике проблема уважения прав человека чрезмерно идеологизируется и используется отдельными государствами как средство давления на политических и экономических оппонентов. Уже упомянутая концепция “гуманитарной интервенции” противоречит нормативному содержанию не только принципа невмешательства, но и принципу уважения прав и свобод человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: