Статус внутриконтинентальных государств

Особый правовой статус внутриконтинентальных государств является отраслевым принципом не только международного морского, но и международного экономического права. Об этом, в частности, говорится в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года. В настоящее время общепризнанно, что равноправные и взаимовыгодные международные экономические отношения невозможны без должного учета интересов и потребностей внутриконтинентальных государств. О важности данного института свидетельствует то обстоятельство, что самая первая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, инициатором которой стала после обретения независимости Республика Казахстан, была резолюция 48/170 "Оказание содействия странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю". В данной резолюции (ее текст был подготовлен казахстанской и афганской делегациями) отмечается важная роль международного сотрудничества в решении проблемы транзита в новых независимых и развивающихся государствах Центральной Азии, не имеющих выхода к морю. В 1995 году в ООН была создана Группа стран, не имеющих выхода к морю, в деятельности которой активное участие принимала Республика Казахстан. В 1996 году, на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, консенсусом была принята резолюция "Система транзита в государствах Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, и соседних развивающихся странах транзита". В качестве соавторов данной резолюции выступили 11 государств, включая Республику Казахстан. Два года спустя, на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи, соавторами аналогичной резолюции стали уже 19 государств.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года особое внимание уделяется правовому статусу внутриконтинентальных государств, или государств, не имеющих выхода к морю. Часть Х Конвенции называется "Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита". Согласно Конвенции, под государством, не имеющим выхода к морю, понимается государство, которое не имеет морского побережья.

Общим принципом регулирования статуса внутриконтинентальных стран является принцип недискриминации. Современное морское право исходит из признания равенства прав и свобод всех государств независимо от их географического положения. Вместе с тем, особенность географического положения внутриконтинентальных стран существенно препятствует осуществлению ими своих прав в области освоения Мирового океана. Поэтому Конвенция 1982 года относит интересы государств, не имеющих выхода к морю, к категории “особых интересов”, которые подлежат особой защите и нуждаются в системе специальных гарантий.

Главная проблема внутриконтинентальных государств – отсутствие у них доступа к морю. Поэтому главным условием участия таких стран в эксплуатации морей и океанов является право беспрепятственного транзита через территорию прибрежных государств для доступа к морю и от него. Указанная свобода транзита предполагает освобождение транзитного движения от таможенных пошлин, налогов и иных сборов. Кроме того, суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, должны пользоваться в морских портах тем же режимом, что и суда прибрежных государств. В целях удобства транзитного движения могут учреждаться беспошлинные зоны, строиться и улучшаться транспортные средства и портовое оборудование, может вводиться упрощенная документация. Все эти механизмы предусмотрены в Конвенции 1982 года. Вместе с тем, конкретные условия транзита должны регулироваться посредством двусторонних, субрегиональных или региональных соглашений. Свободе транзита в интересах государств, не имеющих выхода к морю, посвящена также Конвенция ООН о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года.

Кроме права на свободу транзита, внутриконтинентальные государства имеют преимущественное право участвовать в эксплуатации остатка допустимого улова исключительных экономических зон прибрежных государств своего региона. Развивающиеся внутриконтинентальные страны имеют право такого участия даже в том случае, если промысловые возможности прибрежного государства позволяют ему выловить весь допустимый улов. Такая привилегия не действует лишь в тех случаях, когда экономика прибрежного государства в решающей степени зависит от эксплуатации живых ресурсов его исключительной экономической зоны.

Интересы государств, не имеющих выхода к морю, должны особо учитываться при распределении Международным органом по морскому дну доходов от эксплуатации ресурсов международного района морского дна. Кроме того, внутриконтинентальные государства на льготных условиях могут участвовать в морских научных исследованиях соседних прибрежных государств, а также имеют право на помощь в получении доступа к морским научным технологиям.

В целом международно-правовой статус государств, не имеющих выхода к морю, заключается в предоставлении им специфических льгот и привилегий, которые призваны компенсировать неудобство их географического положения. Такие льготы имеют цель установления справедливого экономического порядка, выравнивания возможностей государств независимо от наличия у них доступа к морскому побережью. Без соответствующего блока норм внутриконтинентальные государства не могут быть полноценными субъектами международного морского права.

Наряду с государствами, не имеющими выхода к морю, Конвенция 1982 года в отдельную категорию выделяет государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении. К последним относятся такие прибрежные государства, географическое положение которых делает их зависимыми от эксплуатации живых ресурсов исключительных экономических зон других государств, а также прибрежные государства, которые не могут претендовать на свои собственные исключительные экономические зоны. Государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют ряд льгот в области добычи морских живых ресурсов.

Участники Саммита нового тысячелетия в принятой в 2000 году Декларации тысячелетия заявили: “Мы признаем особые потребности и проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и настоятельно призываем как двусторонних, так и многосторонних доноров увеличить объем финансовой и технической помощи этой группе стран в целях удовлетворения их особых потребностей в области развития и содействовать им в преодолении обусловленных их географическим положением трудностей путем совершенствования их транзитных транспортных систем”.

28-29 августа 2003 года в Алматы проходила Международная конференция министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и развивающихся стран транзита и стран-доноров и представителей международных учреждений, занимающихся вопросами финансирования и развития, по вопросу о сотрудничестве в области транзитных перевозок. В работе Конференции приняли участие представители более 80 государств. По итогам работы Конференции были приняты Алматинская программа действий и Алматинская декларация, в которой признается, что одной из главных причин маргинализации развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в рамках международной торговой системы является высокая стоимость торговых операций. В связи с этим в Декларации признается необходимость создания эффективных систем транзитных перевозок и подтверждается право внутриконтинентальных стран на доступ к морю и от него и на свободу транзита через территории транзитных государств всеми транспортными средствами в соответствии с действующими нормами международного права. Вместе с тем, в Декларации подтверждается, что страны транзита, обладая полным суверенитетом над своей территорией, имеют право на принятие всех необходимых мер для обеспечения того, чтобы предоставление определенных прав и объектов внутриконтинентальным государствам никоим образом не ущемляло их собственных законных интересов. Участники Конференции призвали ООН и другие международные организации, включая Всемирный банк, региональные комиссии, ЮНКТАД, Всемирную таможенную организацию и региональные организации экономической интеграции и впредь оказывать развивающимся внутриконтинентальным странам и странам транзита необходимую помощь.

Отдельные аспекты международно-правового статуса внутриконтинентальных стран закреплены в таких документах, как Декларация о специальной программе ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), Бакинская декларация (принята на Международной конференции по восстановлению Великого Шелкового Пути) и т. д.

Сотрудничество государств в области решения проблем внутриконтинентальных стран осуществляется не только в конвенционной, но и в институционной форме. Так, в августе 1999 года в Нью-Йорке состоялась Четвертая встреча правительственных экспертов из стран, не имеющих выхода к морю, транзитных развивающихся стран, государств-доноров и представителей финансовых институтов. На встречу были приглашены и приняли в ней участие представители ряда ведомств Казахстана.

Кроме того, определенные обязательства мирового сообщества по отношению к развивающимся внутриконтинентальным государствам содержатся в принятом в марте 2002 года на Международной конференции по финансированию развития Монтеррейском консенсусе.

Республика Казахстан – крупнейшее в мире внутриконтинентальное государство. Острая необходимость участия страны в международной торговле делает особо актуальной проблему использования международно-правовых гарантий свободы транзита в целях торговли морским путем. В настоящее время Казахстан заключил ряд соглашений с Китаем и прибалтийскими государствами. Среди них можно назвать межправительственное казахстанско-китайское Соглашение об использовании морского порта Ляньюньган для перевозки казахстанских морских грузов 1995 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Латвийской Республики о порядке транзита 1998 года с изменениями 2003 года и другие. Региональное сотрудничество Республики Казахстан как внутриконтинентального государства включает Рамочное соглашение Организации экономического сотрудничества по транзитным перевозкам от 9 мая 1998 года (ратифицировано Казахстаном 8 февраля 2003 года). Данные соглашения предоставляют Казахстану право свободы транзита казахстанских грузов через территории стран-участниц в целях доступа к морю и от него. Кроме того, суда, плавающие под казахстанским флагом, имеют право пользоваться морскими портами соответствующих государств. Одним из условий предоставления свободы транзита является перевозка не менее 50 % казахстанских грузов морскими судами государств-участниц перечисленных соглашений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: