Общественный строй и государственный строй Франкского государства

Общественный строй франков можно представить по Салической правде, где отражен переход от родоплем. строя к государству. СП закрепляла след. соц. структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки - крестьяне, литы - полусвободные, галло-римляне, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной - маркой. Именно они составляли основу соц. организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях. Гос. аппарат. Начальн. этап (V—VII вв.) -1) перерождение органов племенной демократии франков в органы публич. власти, в собственно гос. органы. 2) Развитие органов вотчинного управления, 3) Постепенн. превращение гос. власти франкских монархов в "частную" власть государей- сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII—IX вв.). Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового гос. аппарата у франков. С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Соц. - эконом., религиозно-идеологич., этнограф. и др. изменения в галльском обществе оказали влияние и на процессы складывания и развития специфических черт гос. аппарата франкской империи, поглотившей в VIII—IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Роль общины в судеб. делах была велика. Община отвечала за убийство, сов. на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд. Король выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Королевские предписания, согласно СП, касаются незначит. круга гос. дел — призыва в войско, вызова в суд. Король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле. Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Король в это время - прежде всего, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной адм., казначейства, самост. королевских судов. Нити гос. управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет судебные функции. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца. В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в усл. непрекращающихся походов короля, кот. управлял своими территориями.Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. Во 2 полVII в. складывается новая система полит. господства и управления, которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством. Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" гос. должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевлад. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: