Основные закономерности процесса транснационализации туристского производства

Транснационализация туристского бизнеса началась в середине XX века, более чем на 50 лет отставая от отдельных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Среди причин отставания процесса туристской транснационализации можно определить:

§ более позднее, чем становление мирового рынка товаров, превращение международного туризма в глобальное и массовое явление;

§ низкую инвестиционную привлекательность объектов иностранной материально-технической базы туристской деятельности из-за высокой стоимости инвестиционных проектов и узкой специализации на предоставлении туристских услуг.

Рис. 3. Картина векторов пространства и возможностей современного предприятия в туризме

Транснационализация международного туризма началась с появления гостиничных цепей и транспортных компаний ввиду наличия у предприятий данных отраслей дорогостоящей и способной к дальнейшей перепродаже материально-технической базы. Осуществление прямых зарубежных инвестиций в гостиничной и транспортной сферах долгое время ограничивалось:

1. слабыми возможностями для перепрофилирования приобретенных объектов материальной базы в случае провала инвестиционного проекта,

2. необходимостью одновременного развития гостиничного или транспортного бизнеса по нескольким направлениям в целях достижения эффективности транснациональной туристской деятельности.

Стимулом транснационализации гостиничного и транспортного секторов туристской деятельности стал сам международный туризм, превратившийся к 80-м годам прошлого столетия в массовое явление, а также распространение франчайзинга, сокращавшего входные барьеры на зарубежные туристские рынки.

Транснационализация туристского бизнеса, прежде всего, захватывала экономически развитые государства Европы. Включение развивающихся государств, а также и США в транснациональные процессы в туристской деятельности произошло в 60-е годы, с развитием транспорта и связи, а также благодаря им - межконтинентального туризма.

Сектор туроператоров и туристских агентов вошел в транснационализацию позднее гостиничного и транспортного секторов ввиду того, что основные активы туроператоров и турагентов нематериальны, а интерес к нематериальным активам (например, бренд и технологии) инвесторы начинают проявлять в основном в конце прошлого века.

Современный этап транснационализации туристского бизнеса отличается возрастающей ролью в нем туроператоров, обладающих как собственным запасом финансовой прочности, так и доступом к финансовым ресурсам крупнейших банков, а также укрупнением туристских и гостиничных ТНК в результате процессов слияний и поглощений. Ведущая роль на мировом туристском рынке принадлежит американским и европейским туристским ТНК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: