Детерминация понятия «графика» (т.е. раскрытие смысла термина «графика»).
Графика — искусство черного и белого, выступающих в единстве.
«Графика» - одно из ключевых понятий наряду с понятиями «книга» и «письменность». Варианты определений:
Памятники культуры, выполненные на бумаге или сходных мат-лах (пергамент, шелк, папирус) – музейные работники (узкий, ведом- ственный профиль трактовки)
«Искусство пятна и линии». (А.А, Сидоров)
«Искусство черного и белого, выступающие в единстве и одинако- во значимые».
«Искусство черно-белого». (В.А. Фаворский)
Искусство, в котором основным формообразующим элементом яв- ляется линия «как изобразительный символ некоторого направле- ния, некоторого движения». (П.А. Флоренский).
Технические революции в книгопроизводстве
1 — период рукописных книг (истоки уходят в 3 тыс. до н.э.Самый длительный. Книга использовала все выразительные средства, включая живописные. Она графична в тексте и живописна в деко- рации. Форма книги зависела от мировоззрения ее создателей, от используемого материала и инструментов, которыми пользовались для письма. Книга была в большей степени живописной.
|
|
2 — период: техническая революция: введение книгопечатания подвижными литерами (для Европы это середина 15в). Новая эстетика: искусство черно-белого и искусство наборных форм. книга стала графической, сформировалась эстетика нового типо- графского искусства (черно-белого и искусства наборных форм). Пик типографской эстетики – эпоха конструктивизма 1920-х годов и время развития книжного дизайна 1960-1970 годов.
3 — вторая техническая революция — компьютеризация произв-ва. ситуация, сходная с допечатной стадией произв-ва книги (свобода моделирования шрифт, рисования, живописания, отсутствие сопротивления материала). Отсюда – ожидание новой эстетики книги (современная книга стремится стать синтезом искусств и т.п.).
Детерминация понятия «письменность».
«Система закрепления на материале звуков речи и слов языка при помощи условных знаков». (Е.И. Кацпржак)
Письменность рассматривается не только как средство передачи звуков речи, но и как определенный способ фиксации человеческих мыслей и чувств (что не касается самых ранних памятников письменности) (М.И. Щелкунов)
В связи с техническим прогрессом, обогащением письменности новыми формами появляется более широкое определение: письменность - это знаковая система кодирования информации, предполагающая возможность декодирования. Цель письменности заключается в консервации информации и возможности включения ее в коммуникативный процесс. Такая формулировка позволяет объединить разные формы письма (от предметного до электронного).