Европейская гравюра на металле

Различные техники гравюр на металле, такие как резцовая гравюра на меди и т.п., независимо от того механическим или химическим способом создается форма, относятся к глубокой гравюре, где печатающие элементы изображения лежат ниже фона, оттиски могут быть получены при помощи значительно большего давления, чем

в деревянной, передаваемого «по линии» методом протягивания печатной формы с наложенной на нее увлаженной бумагой между вращающихся валов печатного станка. Художественные возможности гравюры на металле очень разнообразны: от ритмически организованной, выразительной линии до мягкого

живописного пятна. Эти качества способствовали тому, что уделом металлической углубленной гравюры, помимо эстампа, стала библиофильская книга. С изобретением книгопечатания миниатюрное рисование иллюстраций уступило место книжной гравюре. В конце

15 века иллюстрация, выполненная в технике обрезной гравюры на дереве, перестала быть дешевой заменой миниатюры, так как стала осознаваться как искусство черно-белого. Кроме того, эпоха Возрождения ставила перед гравюрой задачи научиться

передавать объемно-пространственную форму. Таким образом, в 16 веке в книгу вошла гравюра на меди, оперирующая штрихом, более тонким и свободным, чем в обрезной гравюре на дереве. В 17 веке в иллюстрации все больше предпочтение отдается медной гравюре, включая и технику офорта. Однако, в силу особенностей

технологии гравюры в этих техниках тяготели к станковым формам. В этих техниках выполнялись иллюстрации фронтисписного типа и изображения характера таблиц в альбомных изданиях.


9.Рукописная книга З. Европы эпохи феодализма Средневековая рукописная книга – книга богослужения. Церковные книги были самыми распространенными (псалтирь, бревиарий, Евангелие и т.п.).

Религиозное мировосприятие было в ту пору основной, если ни единственной, формой мировоззрения. Церковь была главным заказчиком и организатором книгопроизводства. Она нуждалась в книге как в предмете, абсолютно необходимом при богослужении. В пору феодализма возникают и светские центры книгопроизводства. Да и читатели начинают предъявлять книге требования не только религиозного, но и научного, научно-прикладного, светского плана. Однако в целом книга эпохи феодализма развивается под опекой церкви.

Книга в эпоху феодализма создавалась в условиях разделения труда, однако в художественном отношении она всегда была целостна. В самом делу, в скрипториях (мастерские рукописных книг в Европе) над созданием книг трудились пергаментарии (мастера

по выделке пергамента), каллиграфы, рубрикаторы, иллюминаторы, миниатюристы, корректоры, брошюровщики, переплетчики.

Результат же их работы был всегда один – книга как целостный художественный организм, что достигалось, только благодаря мировоззренческому единству людей, занятых в книгопроизводстве. Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. В библиотеке Упсальского университета хранится Библия, переведенная на готский язык епископом Ульфилой - крупнейший памятник тогдашней германской письменности. Текст написан сверкающими серебряными

и золотыми красками на пурпурном пергамене, а обложки изготовлены из массивного серебра. Известны молитвенники, написанные золотом на черном пергамене. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.

Первая стадия изготовления книги - выделка пергамена. В скрипторий обычно попадал пергамен невысокого качества

- недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных. Он проверял весь запас, сортировал его и годные листы нарезал по трафарету. Потом выскабливал пергамен ножом или пемзой, заклеивал трещины специальным клеем. Затем начиналась вторая стадия - разлиновка. Для этого использовали циркуль, линейку и грифель

или карандаш. В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными линиями. Размещению текста на листе придавалось большое значение.

Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Непременно оставлялись места (обычно - обрамленные) для миниатюр, инициалов, виньеток и прочих элементов украшения. И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик, следуя особым правилам письма. Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли

в основном на птичьи перья. Пользовались и металлическими перьями, но редко, так как они были слишком жесткими.

Эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVI- II в., а массовое их производство и вовсе началось только с середины XIX в. Для разлиновки листа употреблялись острый

серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит. Широко применялись цветные чернила, особенно - красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали четкий алый цвет. С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Бывало, что декоративные элементы просто-напросто оттесняли текст

на второй план. Так, экземпляр Библии, созданный во Франции

в XII в. (Bible moralisee), был снабжен пятью с лишним тысячами миниатюр. Не довольствуясь богато разукрашенными инициалами, порой представлявшими собой целые миниатюры, витиевато оформленными заголовками, рубрикацией важнейших разделов

и букв, многоцветными иллюстрациями, мастера стали украшать и свободное пространство - поля книги, как бы охватывая текст растительным орнаментом или другой декоративной рамой.

Вообще искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства. Краски были сочными и яркими

- они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на пролетевшие столетия.

Большинство рукописных книг средневековой Европы наполнено иллюстрациями (живописными миниатюрами), орнаментами

и рисованными инициалами, отмечающими начало рубрик. Термины миниатюра и миниатюрист происходят от латинского слова minium, что означает «киноварь» (краска красного цвета, применявшаяся для расцвечивания рукописных книг). Мастеров орнамента называли иллюминатрорами. Этот термин происходит от латинского illumino, что означает «освещаю». Мастеров, специализировавшихся в искусстве создания инициалов, называли рубрикаторами. Этот термин происходит от латинских слов – ru- ber, что означает «красный», и rubrica, что в древнем Риме имело смысл – «заглавие закона», так как его принято было писать красной краской.

Часто изображения, присутствующие в миниатюрах, орнаментах и в инициалах (были большими, на полстраницы), не имеют ничего общего с фабулой того или иного текста. Но эмоциональный

строй миниатюр, их колористическое решение помогают читателю пережить прекрасное, с чем для верующего человека ассоциируется представление о Боге. Рукописи раннего европейского средневековья наполнены орнаментальными мотивами, далекими от христианского канона, часто языческими.

В этом выражается специфика культуры того этапа развития, когда привычные элементы традиционного искусства выступали как носители новых смыслов.

В 7-8 веках складывается традиция иллюстрирования в Средневековой Ирландии. Большую роль играл орнамент из переплетений и узлов (звериный стиль). Цвета: желтый, охристый, красный. Восходит к кельтским традициям изображения. 8-9 века

– первенство переходит к французам. Карл Великий создает Академию, собирает известных ученых. В его эпоху появляется новый шрифт, каролингский минускул (в нем есть заглавные

и строчные буквы – легче распознается). Целые страницы покрывались цветом (пурпурным), поверх наносили золото и т.п. Книги производили в монастырях, а также университетах. Там были библиотеки. Книги переписывали. Писец сам вырезал страницы, линовал и чинил их. Чернила делали из дубовых орешков. Ошибки либо вырезали ножом, либо стирали пемзой (палимпсесты).

Первые книги были без иллюстраций, затем с ирландскими орнаментами, потом каролингский минускул и миниатюры, а потом миниатюры эпохи Романики. В пространстве книги не было глубины. Цвет сдержанный, традиционный для романской эпохи золотой фон.

Далее появляется готическое письмо, буквы вытягиваются по вертикали (экономия на материале), структурируется система инициалов, в концевых и неполных строках писали орнамент, либо растягивали буквы, а если оставалось место – писали текст

заново. Готические книги – яркие, миниатюры тяготеют к витражам с черной обводкой. В начале 12 века в Европе появляется

бумага. Производство было очень трудоемким, но бумага была долговечной. Поздняя Готика (начало 15 века) В книгах появляется пространство, тонкий орнамент, ритм цвета. Композиция строится в двух регистрах: нижний – бренная земля, верхний – обиталище Бога (Часослов маршала Бусико, Вопросы короля Карла 6).

Самое замечательное произведение поздней Готики – Часослов герцога Беррийского (1414-1416) – братья Лимбург (миниатюры: Зодиакальный человек, Ад, Распятие, Отпадение 1/3 ангела, Грехопадение, Гефсиманский сад, Апокалипсис). Часослов не был закончен.

Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные обложки. На переплетные крышки шли доски твердого дерева (отсюда выражение «прочитать книгу от доски до доски»), они обтягивались кожей или пергаменом, реже - материей (бархатом) и украшались тем или иным способом. Для предохранения от пыли книгу снабжали металлическими застежками (лат. fibula) или тесемочками. Иногда ее обтягивали своего рода чехлом - камизой; часть его составляла обычная оболочка книги, а дальше как бы полуоткрытый футляр. Его завязывали ремешком из цветной кожи и таким образом книгу можно было подвесить к поясу или седлу.


13. Первые франц. печатные книги. Издательский дом Этьеннов. Инициатива создания первой типографии принадлежит профессорам Сорбонны, в 1470 г. В основном, там издается

научная литература. Гравер Жофруа Тори разработал антиквенный шрифт, он работал совместно с типографом Симоном де Колином, вместе они создавали изящные молитвенники (1525). Он в 1529

г. получил звание «Печатник короля», он в этом же году создает свой труд «Цветущий луг», который посвящен теории шрифта.

В это время сама знаменитым издательским домом становится французская фирма Этьеннов. Родоначальником фирмы был Анри Этьенн, выпустивший в 1502 г. свое первое издание – «Этику» Аристотеля. Знак – философ, отламывающий сухие ветки, а до этого – змея. Менее чем за 20 лет (он умер в 1521 г), Анри Этьенн выпустил 130 изданий, среди которых произведения античных и современных авторов. У Анри Этьенна было три сына, все они стали типографами, среди них выделялся Робер Этьенн, который продолжил дело отца (1535 – его книга, 1551 – Изречения великих поэтов). В 1539 г. он становится «печатником короля» (Франциска 1). В его фирме работал знаменитый словолитчик Клод Гарамон (1499 – 1561), ученик Жофруа Тори. После смерти Франциска 1

его жизнь резко меняется в худшую сторон, все его шрифты были вывезены Робером Этьенном в Женеву В 17 веке их выкупили

у внука Робера Этьенна. Дом Этьеннов просуществовал 150 лет. По научно-гуманистической направленности и по уровню

типографского искусства эта фирма была подобна издательскому дому Альда Мануция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: