double arrow

Возрождение риторики и ораторского искусства

Во второй половине XX века в судьбе риторики случился еще один перелом: началось ее бурное возрождение. А качественный скачок в развитии риторики произошел на рубеже третьего тысячелетия и был обусловлен следующим обстоятельством. С переходом человечества в фазу постиндустриального общества при обилии информации возрастает необходимость выделиться самому и выделить своё сообщение из многомиллионного потока иных посланий. Так, процесс формирования информационного общества обусловил необходимость создания новой риторики. Она была востребована содержанием всех составляющих информационного взгляда на мир. И новая риторика получила приставку нео-.

Следуя теории современных теоретиков, классическая риторика вместе с отживающими обществами обречена на вымирание. А новые общественные силы, которые возникают в силу объективно действующих исторических законов, должны трансформировать, (т.е. изменить) существующее положение в соответствии со своими интересами, оставив неизменными лишь некий набор архетипов и концептов.

Имея возможность уничтожить весь мир, современное общество пришло к пониманию того, что для успешного существования цивилизации вовсе не нужно уничтожать целые народы, классы, общества, а достаточно поддерживать общество потребителей – гарант гражданского мира и спокойствия. И в такой ситуации риторика начинает обслуживать сферу потребления и становится важной частью социальной жизни общества, заполняя лакуны отчуждения и моделируя мир современного постиндустриального сознания.

Рост ценности информации превратил её в важнейший ресурс. Информация, материализованная в знаках языка, стала более доступной, превратилась в товар и средство потребления. Представление о том, что речь – это просто ничего не стоящий поток слов, в информационный век оказалось безнадежно устаревшим. В обществе потребителей, наполненном информацией и условностями, значение вербальных технологий огромно, а конструктивная роль слова в поддержании общественных отношений неоспорима.

Введенное в современной семиотике (науке о знаковых системах) понятие «языковая картина мира» выделило риторику из словесности. По утверждению И. Б. Штерн: «Картина мира языковая – это способ отображения реальности в сознании человека, который реализуется в восприятии этой реальности сквозь призму языковых и культурно-национальных особенностей, свойственных определенному языковому коллективу; интерпретация окружающего мира по национальным и концептуально-структурным канонам». Риторика сегодня – это наука, глубоко вплетённая в структуру современного общества, вхожая во множество сфер человеческого существования.

В двадцатом веке идеологи политики и рекламы поняли, что речевая деятельность – это призма, сквозь которую человек воспринимает мир. И грамотное использование особенностей этой призмы ведёт к успеху. Было установлено, что удачный лозунг, точное наименование способны изменить общественную жизнь и вкусы людей скорее, чем насильственное принуждение или запрет. Пропаганда, завуалированная и научно выверенная, гораздо эффективнее, чем материальное и физическое насилие – в общем, успех новой риторики стал неоспорим.

В информационном обществе человек живет в большей степени в мире условностей. Вспомним о виртуальных деньгах на кредитных карточках, об условных переживаниях под воздействием «мыльных опер». Не нужно знать, как устроен персональный компьютер, чтобы им пользоваться, но необходимо уметь ориентироваться в Интернете, чтобы быстро разыскивать нужную информацию. Можно не разбираться в принципе работы двигателя внутреннего сгорания и прекрасно водить автомобиль, но нельзя не уметь разговаривать с продавцом и автоинспектором. В общем, необходимо владеть кодом (а он языковой) информационной цивилизации.

Что же касается массовой культуры в современном обществе, то она доступна всем слоям и охватывает каждого, вне его желания. Отсутствие языков элиты разрушает традиционное стилистическое деление в риторике, меняется нормозадающий механизм. Поэтому классическая художественная литература, античная теоретическая база, традиционная логика уже не могут служить основой для новой риторики. Эталоны и образцы для неё создаются заново, в соответствии с новыми законам жизни человека и общества. Они более мобильны, понятны и демократичны.

Современное общество как никогда нуждается в создании должного языкового наполнения нового смешанного дискурса – «поля общественной коммуникации». Однако невозможно поддерживать новые языковые нормы, единожды обнародовав, необходимо постоянно их отслеживать и менять, если они оказываются нежизненными. Качественно делать это может только наука о том, как эффективно пользоваться речью – новая риторика.

Как бы то ни было, но возрождение риторики – свершившийся факт. Начиная с 60-х годов ХХ века, когда новая риторика заявила о себе в концепциях аналитической философии Л. Витгинштейна, Дж. Остина, Ван Дайка, в работах апологетов постмодерна Р. Барта, Ж. Лакана и М. Фуко, в трудах крупнейших отечественных ученых Ю. Лотмана, С. Аверинцева, В. Петрова, Т. Хазгерова и других, мы можем утверждать, что риторика возродилась и процветает. За последние десятилетия написаны тысячи работ, посвященные проблемам новой риторики, она преподается в образовательных заведениях, по ней организовываются тренинги, а главное – интерес к ней неуклонно растет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: