double arrow

Риторика Древней Руси

Появление риторики на Руси связано с принятием христианства, утверждением института церкви, созданием письменности и культуры публичного выступления. Восточно-христианская риторика как наука и как практика красноречия имеет свои специфические черты.

Было бы ошибочным утверждение об отсутствии в развитом древнерусском государстве языческого периода ораторского мастерства: велись всевозможные переговоры, военные компании, складывались былины о героях, панегирики – владыкам и молитвы – богам. Стоит вспомнить хотя бы знаменитое «Слово о полку Игоревом».

Однако осмысленная по-настоящему риторика пришла на Русь вместе с болгарскими и греческими подвижниками. Монах Георгий Амартол (греч. «грешник»), современник князя Ярослава Мудрого, пишет «Хронику», где были даны основы греческой риторики, а «Эллинский летописец» (ХІ – ХІІІ вв.), вошедший в позднейшие древнерусские летописи, ввел в культуру восточных славян древнегреческую риторику. Одним из первых сочинений, в котором описаны риторические фигуры, появилось на Руси в XI в. – это переводная статья константинопольского библиотекаря Хуровского «Об образах». Статья была включена в «Изборник» Святослава 1073 года. В ней приводились и толковались 27 «образов» (в современном понимании – риторических фигур), включая и тропы. Особое место в статье отводилось аллегории и метафоре. Именно эти фигуры наиболее часто использовались в тогдашней русской риторической практике. Отметим, что употребление фигур в речах древнерусских ораторов существенно не выходило за список «образов», названных греком в этой работе.

Первыми выдающимися ораторами Руси стали христианские проповедники такие, как митрополит Илларион. Наиболее известна его проповедь «Слово о законе и благодати», произнесённая в 1049 г. в киевском храме Святой Софии. Стиль его проповедей отличался экспрессивностью, текст густо орнаментирован всевозможными тропами, наполнен символами, антитезами и оригинальными метафорами. Умелое использование теории риторики и собственный оригинальный стиль принесли большую славу митрополиту, в народе его стали называть Киевским.

К известным проповедникам периода Киевской Руси причисляют также князя Владимира Мономаха, епископа Кирилла Туровского, священнослужителя Петра Могилу. Владимир Мономах известен открытым посланием к своим детям и молодёжи вообще под названием «Поучение». Это фактически морально-этический кодекс народа и государства.

Кирилл Туровский (1130 – 1182гг.) – автор множества проповедей, поучений, молитв, посланий. Этот священник обладал незаурядным ораторским талантом и щедро пользовался яркими образными стилистическими приёмами: эпитетами, метафорами, антитезами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: