Российская риторика XIX в

Общеевропейский кризис риторики не коснулся Российской империи. Поскольку демократические процессы в единовластной монархической державе были замедлены, расцвет буржуазного демократизма в России как раз приходится на ХІХ век.

Один из передовых, радикально настроенных литературных критиков ХІХ века В. Г. Белинский отрицал полезность и уместность риторики в тогдашнем обществе. Однако следует вспомнить, что причиной антириторических настроений В. Г. Белинского явилась его ориентация на классическую западную философию. А учитывая кризисное состояние риторики в Западной Европе, понятно отрицание её пользы, например, выдающимся немецким философом Г. Гегелем.

В образовательной системе и в обществе продолжал господствовать литературоцентризм, постепенно поглощающий риторику как отдельную дисциплину. Даже расцвет русского судебного красноречия в последней трети девятнадцатого века не исправил положения. В рамках учебного предмета «Словесность» риторика изучалась в основном на материале фольклора и художественной литературы. Минимум теории и практики говорения и отсутствие интереса к иным функциональным стилям языка, конечно, не способствовало развитию ораторского искусства. Однако феномен тропов и фигур, учение о которых занимает центральное место в риторике, привлек к себе внимание филологов, прежде всего представителей русской психологической школы, сложившейся в Харьковском университете вокруг профессора А. А. Потебни.

Действительно, для филологической науки в Российской империи девятнадцатого века характерен литературоцентризм. То есть складывается такая общественно-культурная ситуация, когда художественной литературе, её текстам и методам отдается главенство над всеми остальными направлениями в словесности. Кроме того, правительство, подавляя оппозиционные, общественно-демократические движения, развитие в стране гуманитарных дисциплин, способствующих укоренению инакомыслия (например, запрет на преподавание философии в Харьковском университете), отдала художественной литературе всю власть над нравственной и политической мыслью общества. Потому литература становится апологетом нравственной и политической риторики, а также истории, социологии, философии, а отчасти даже религии. Именно благодаря этой многофункциональности мы и являемся обладателями прекрасного, глубокого, высокохудожественного и интеллектуального литературного наследия.

Судебная реформа 1864 года, проведенная в России в XIX веке, ввела суд присяжных. В результате невиданного расцвета достигает судебное красноречие. Появилась возможность свободного обмена мнениями, проведение прения сторон (обвинения и защиты). Тогда судебное красноречие обрело статус искусства речи. В историю русской культуры и ораторского искусства вошли речи выдающихся юристов А. Кони, Н. Пороховщикова (П. Сергеич), Ф. Плевако, П. Александрова, С. Андреевского, В. Спасовича, С. Урусова. Имена видных ораторов-юристов были известны всей образованной России. Часто резонансные дела в их устах приобретали общественно-политическую окраску, звучали как идеологическое и моральное кредо новой капиталистической России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: