Право ребенка на участие

Государства-участники обеспечивают ребенку, способному

сформулировать свои собственные взгляды, право

свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное

внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 12 Конвенции ООН по правам ребенка

Участие детей может быть обеспечено различными способами. Однако, в корне всех этих способов должно стоять одно условие – «дети должны быть вовлечены в процесс с момента инициирования идеи, участвовать в планировании мероприятия и, конечно же, принимать активное участие в его исполнении».

В реальной жизни можно встретить много примеров «декорационного» участия детей. В таких мероприятиях дети обычно выполняют роль «декораций» в спектаклях, поставленных взрослыми. Порой дети, участвующие в этих мероприятиях, не понимают причин своего участия и не имеют понятия о том, какое отношение данное мероприятие имеет к ним.

При обсуждении уровней участия детей в процессах принятия решений необходимо принимать во внимание возраст и степень развития ребенка. Многие специалисты считают, что каждый ребенок в своей семье проходит несколько стадий, характеризующие уровень его участия. До 5 лет ребенок выполняет все предписания своих родителей. В этот период родители принимают за ребенка все решения. Следует отметить, что во многих семьях воспитание личности ребенка начинается с более раннего возраста.

Восприятие ребенка в семье как равноправного партнера с одинаковыми правами и обязанностями очень положительно влияет на развитие ребенка. Например, если родители хотят купить ребенку еду, они могут способствовать тому, что дети сами выберут то, что им нравится. Либо, если родители хотят куда-либо пойти, то стоит об этом также спросить ребенка. Не исключено, что ребенок выскажет мнение полностью противоречащее вашему потенциальному решению, однако, если это будет необходимо, взрослые могут привести множество доводов в пользу того решения, которое надо принять. Здесь необходимо отметить, что в приведенных случаях важно дать ребенку понять, что его слушают, что его мнение ценят.

В процессе такого воспитания ребенок также учится самостоятельно принимать решения, избавляется от страха перед выражением собственного мнения, а также понимает необходимость в объяснении того или иного выбора.

Специалисты выделяют следующие уровни участия детей, которые представлены на схеме на рис. 1:

1. Манипуляции. Дети говорят или выполняют то, что им было заранее сказано или предложено сказать или сделать. В этих случаях дети не понимают, о чем идет речь и какие вопросы рассматриваются.

2. Декорации. Дети выполняют роль декораций в мероприятиях взрослых. В таких случаях детей не информирует о реальных целях или задачах. Дети не имеют представлений о том, почему их используют.

3. Символическое участие. Взрослые собирают детей и просят их рассказать о том, что они думают о конкретном вопросе. Все мероприятие освещается СМИ, либо о нем информируются соответствующие органы. Мнения детей и их предложения в виде отчетов затем отправляются на пылящиеся полки. Взрослые же отчитываются перед обществом, что с детьми были проведены консультации и было вынесено следующее решение. На самом же деле, детей слушали, но не выслушали.

4. Дети инициируют мероприятие и сами же руководят его исполнением. Этот уровень участия является наиболее полным, однако, его практическое применение очень ограничено. Такого рода участия можно легко добиться в школе, семье или сообществе. Например, в школе дети могут сами организовать школьную стенгазету, либо детский карнавал, либо день рождения. В данных случаях учителя или руководство школы могут ничего и не знать.


Рис. 1. Лестница участия Харта

5. Инициатива взрослых, но дети принимают участие в принятии решений. Инициативы исходят от взрослых, которые вовлекают детей на этапе оформления идеи. Дети принимают участие в разработке мероприятия и принятии решений, которые, в основном, принимаются коллегиально.

6. Дети инициируют процесс, но советуются со взрослыми. Этот уровень участия наиболее рациональный. И взрослые, и дети должны стремиться к нему. В данном случае дети придумывают идею или выступают с инициативой, которую представляют взрослым и просят дать им совет и помочь в выполнении поставленных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: