План урока: Функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов
Механизм государства – это целостная иерархическая система специальных органов учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.
Общие признаки:
1. механизм государства – это целостная система государственных органов и учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности;
2. механизм государства состоит из гос.служащих;
3. функционирование всех звеньев механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органами (армия, полиция, тюрьмы и т.д.);
4. механизм государства тесно связан с функциями государства;
5. механизм государства должен гарантировать права и свободы граждан;
6. полномочия отдельных органов механизма государства определяются и ограничиваются правом.
Первичным структурным элементом механизма государства выступает орган государства.
Орган государства – это составная часть механизма государства, которая имеет в соответствии с законом определенную структуру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.
Классификация органов государства в современной науке весьма многообразна.
По порядку формирования выделяют представительные – избираемые населением органы (парламент) и назначаемые – создаваемые другими государственными органами (правительство).
По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на центральные (президент, парламент, правительство) и местные (губернаторы).
По характеру компетенции различают органы общей компетенции (президент, правительство) и органы специальной компетенции (министерства)
По срокам осуществления полномочий гос.органы делятся на постоянные (на основе конституции) и временные (при наличии чрезвычайной ситуации)
По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиальные (правительство, парламент) органы
По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохранительные (полиция, прокуратура) гос.органы
По принципу разделения власти органы государства подразделяют на законодательные (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительные (правительство, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных министров), судебные (конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства).
Высшим представительным и законодательным органом государства выступает парламент. В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в Российской Федерации и т.д.)
Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в федеративных государствах. Нижняя палата наделена непосредственными законодательными полномочиями, а верхняя палата, представляя интересы субъектов Федерации одобряет или не одобряет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии).
Правительство – это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно возглавляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств.
По составу правительства бывают однопартийные (представители одной партии) и коалиционные (представители 2-х и более партий).
Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом.
В Российской Федерации высшим органом конституционного контроля является Конституционный Суд (решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции).
Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел.
Высший Арбитражный суд РФ является органом по разрешению экономических споров и возглавляет систему арбитражных судов.
Важное место в системе органов гос.власти занимают правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок. Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны:
1. политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);
2. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);
3. социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
4. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.);
5. функция финансового контроля (выявление и учет доходов населения, сборе налогов и направлении их в государственный бюджет);
6. правоохранительная функция (обеспечение исполнения правовых норм всеми участниками правоотношений);
7. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей).
Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.
К внешним функциям относятся:
1. функция сотрудничества с другими государствами (установление равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической, политической, культурной, военной и других сферах);
1.1. экономическое сотрудничество (в форме торговли, регулировании таможенных пошлин и т.д.);
1.2. политическое сотрудничество (установление дипломатических отношений, подписание международных договоров);
1.3. военное сотрудничество (договоры о дружбе и военной взаимопомощи, о ненападении, об обмене военными специалистами);
1.4. научно-техническое сотрудничество (обмен научной информацией, стажировка специалистов, совместные научные исследования, проведение конференций по различным проблемам);
1.5. культурное сотрудничество (развитие туризма, организации выставок, проведение музыкальных фестивалей и т.д.);
1.6. сотрудничество государств в области охраны окружающей среды (реализуются совместные экологические программы);
2. функция обороны (обеспечение военной безопасности государства).