В период Средневековья феодальные монархии прошли три этапа развития

Раннефеодальная монархия возникла в ходе разложения родового строя. Она характеризуется слабо центральной власти, сохранением пережитков родоплеменных отношений, личной зависимостью глав регионов от монарха.

Сословно-представительная монархия образуется вследствие преодоления периода раздробленности и формирования единых государств. Монархам требовалась поддержка основных групп населения – сословий. Происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Абсолютная монархия характеризуется усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, опираясь на полицию, армию, бюрократический аппарат.

В науке выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархии.

Неограниченная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция. Монарх выступает единственным высшим органом государства.

Ограниченная монархия – это форма правления, при которой в силу основного закона государства – конституции – власть распределена между монархом и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту. Он определяет направления внешней и внутренней политики государства. Правительство несет ответственность перед парламентом. Президент не может быть главой правительства.

Президентская республика -это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства. Президент избирается всеобщим голосованием. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. Президент может распустить парламент и в то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент).

Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наряду с которой осуществляется и законодательная и судебная власти.

Смешанная республика — форма государственного правления, сочетающая черты президентской и парламентской республик.

В смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. В смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз, которая определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В тоже время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: