Понятие главы государства
Глава государства
Глава государства – это конституционный орган и высшее должностное лицо государства, представляющее его как внутри, так и за пределами страны.
В соответствии с конституцией, в одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая составная часть парламента, поскольку без его подписи законы недействительны (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США, Египет), наконец, как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую либо ветвь власти (Германия, Италия). Глава государства может быть единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия), а также лишь символом государства, не имеющим реальной власти (Япония).
Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным. К последнему относятся: Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет ВСНП Китая.
В ряде стран Британского Содружества полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, которого представляет в этих странах генерал-губернатор, утверждаемый монархом по рекомендации правительства этих стран.
|
|
Главы государств разных стран имеют некоторые общие для них полномочия:
·созыв сессий парламента, опубликование законов (иногда права вето), роспуск парламента;
·формирование правительства (нередко лишь формально его утверждают), увольнение правительства и отдельных министров в отставку, назначение судей;
·заключение и ратификация международных договоров, назначение послов, предоставление гражданства;
·помилование осужденных;
·присвоение почетных званий, наград.
Конкретные полномочия главы государства зависят от формы правления и от реального положения главы государства.
Монарх – глава государства и глава исполнительной власти получающий свой пост по наследству.
Существует ряд систем наследования: салическая, кастильская, австрийская, шведская, мусульманская, племенная.
В Малайзии монарх – избирается на 5 лет султанами монархических субъектов малайской федерации.
При наследовании престола малолетним монархом назначается регент из числа родственников монарха, либо регентский совет действующие от имени монарха.
Монарх имеет особый титул: император, король, султан. Он не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности.
В отличие от президента монарх может обладать правом абсолютного вето (парламент не может его преодолеть). Однако, это право на практике редко используется.
Конституции Испании и Японии не наделяют монарха правом вето.
|
|
По конституции монарх назначает правительство. В парламентарных монархиях монарх лишь подписывает документ о назначении правительства. Кандидатуры в состав правительства подбираются лидером партии парламентского большинства.
В дуалистической монархии монарх сам подбирает и назначает министров, на деле возглавляет правительство.
В абсолютной монархии, как правило, монарх назначает премьер-министра (обычно из числа своих родственников). Правительство полностью подотчетно монарху.
Таким образом, реальной властью обладают главы государства в абсолютной и дуалистической монархии.
В парламентарной монархии глава государства лишь подписывает акты, принятые парламентом и правительством. У монарха в этих странах имеются так называемые «спящие полномочия», т.е. прерогативы, которые им обычно не используются, но могут быть использованы в определенной ситуации (в Испании в 1981 году король выступил в защиту демократии против попытки реставрации авторитарного политического режима).
Монарх не несет парламентской ответственности за свои действия.
Монарх имеет государственные регалии (трон, корона) и двор. Содержание главы государства в парламентарной монархии осуществляется на основе утверждаемого парламентом бюджета – цивильного листа.
Положение президента в системе государственных органов власти различно:
·а) только глава государства (Германия);
·б) одновременно глава государства и глава исполнительной власти (США, Бразилия);
·в) глава государства и фактический руководитель правительства при наличии административного премьер-министра (Белоруссия, Казахстан).
Президент избирается на конкретный срок: от 3 лет в Латвии до 5 лет во Франции.
Кандидат в президенты должен быть:
·- гражданином данного государства (в некоторых странах уроженцем страны, а не натурализованным гражданином);
·- обладать полными гражданскими и политическими правами;
·- иметь определенный возраст (Никарагуа – 25, Италия – 50), иногда конституция устанавливает кроме минимального возраста и максимальный (Намибия – не старше 65 лет);
·- определенный срок проживания в данной стране (Болгария – 5 лет, США – 14, Грузия – 15);
·- иметь определенное образование (Азербайджан – высшее, Нигерия – среднее, Филиппины – уметь читать и писать).
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей (Украина – 500 человек, но для регистрации кандидата в президенты здесь необходимо собрать в его поддержку подписи не менее 100 тысяч избирателей в 2/3 избирательных округов по 1,5 тысячи в каждом из них).
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой членов парламента (Венгрия – 50 депутатов, Египет – большинством членов парламента).
Кандидат в президенты может быть выдвинут политическими партиями, избирательными объединениями, блоками на их съездах (США).
В ряде стран регистрация кандидата обусловлена внесением значительного избирательного залога (Франция).
Существуют способы избрания президента:
·избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция);
·голосование выборщиков – при этом способе избиратели голосуют за выборщиков, которые избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями. Президентом становится кандидат, имеющий большинство выборщиков (Аргентина, США);
·голосование в парламенте. Для избрания президента этим способом в первом туре требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов (в Турции 2/3 от общего числа депутатов), поэтому обычно проводится несколько туров голосования, требования с каждым туром снижаются. В той же Турции по итогам голосования в 4-ом туре президентом становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Президент, избранный парламентом, не может противопоставлять себя парламенту, поскольку получил полномочия не непосредственно от избирателей;
|
|
·избрание специальной избирательной коллегией. В Германии это Федеральное собрание, состоящее из депутатов нижней палаты и такого же числа представителей от субъектов федерации. В Италии это коллегия, состоящая из избранных членов обеих палат парламента и представителей от автономных областей.
Конституции Мексики, Боливии, Никарагуа, Эквадора запрещают переизбрание президента на второй срок.
В Германии, США, Аргентине одно лицо может быть избрано президентом не более двух раз.
В Египте, Франции, Сирии ограничений по количеству сроков не существует. В некоторых странах Азии и Латинской Америки президенты избирались на седьмой и восьмой срок, что вело к установлению авторитарного режима.
В Тунисе, Уганде, Югославии в недалеком прошлом, а в Туркменистане в 1999 году провозглашались пожизненные президенты.
Конституции предоставляют президенту обширные функции и полномочия:
·он является гарантом конституции прав и свобод граждан, принимает меры по защите суверенитета государства;
·представительские полномочия, состоящие в назначении своих представителей в субъектах федерации (губернаторы штатов в Индии), назначении дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные послы;
·президент обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти;
·он обязан сохранять единство государства, выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, а также между субъектами федерации;
·полномочия во взаимоотношениях с парламентом:
– может досрочно распустить парламент (нет такого полномочия в президентской республики);
-назначает дату выборов в парламент;
-созывает парламент на сессии;
-подписывает законы и публикует их;
-обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом;
-в большинстве стран обладает правом законодательной инициативы (в США – нет);
|
|
-выступает в парламенте с ежегодным посланием к депутатам о основных направлениях внутренней и внешней политики.
·полномочия по формированию высших органов государства:
−назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера парламентского большинства (в Беларуси президент назначает главу правительства с согласия парламента, в США министры назначаются формально также с согласия Конгресса);
−назначает судей;
−как верховный главнокомандующий назначает высший командный состав вооруженных сил страны;
·в нормотворческой сфере издает указы, декреты, декреты – законы. Отменяет акты органов исполнительной власти. По общему правилу конституции считают акты президента подзаконными. Однако на основе делегирования президенту парламентом соответствующих полномочий, а также до принятия закона по конкретной проблеме, президент может издавать акты, имеющие силу закона.
В парламентарной республике акты президента нуждаются в подписи главы правительства или министра (контрасигнатура).
·президент отвечает за безопасность государства (при нем создается совещательный орган – Совет безопасности). Президент вправе объявить в соответствии с законом военное, чрезвычайное, осадное положение, вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию.
·решает вопросы гражданства.
·награждает государственными наградами, присваивает почетные звания.
Конституции содержат ряд запретов для президента:
(а) совмещение должностей и мандатов, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества;
(б) иногда не разрешается получение вознаграждения за научную, литературную или художественную деятельность;
(в) в некоторых странах президент на период нахождения на этом посту обязан прекратить членство в политических партиях.
При президенте могут создаваться различные совещательные органы, помогающие ему в осуществлении конституционных полномочий (советы по экономике, обороне, безопасности и др.).
Президент имеет собственные службы, аппарат, канцелярию, роль которых очень велика в президентских и полупрезидентских республиках.
Президент в отличие от монарха несет ответственность за свои действия. Ответственность наступает за государственную измену и другие тяжкие преступления.
Уголовная ответственность наступает лишь после процедуры отрешения президента от должности (импичмента).
В США обвинительное заключение принимает Палата представителей Конгресса. Решение об отстранении от должности принимает Сенат. В постсоциалистических странах эта процедура максимально усложнена. В ней принимают участие парламент, конституционный и верховный суд, установлены сжатые сроки, голосование в парламенте квалифицированным большинством голосов. Импичмент президента был осуществлен в Бразилии в 1992 году, в Венгрии в 1993 году.
В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом 3/5 голосов от общего числа депутатов «за действия против демократического строя, целостности государства». В Румынии и Азербайджане такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но для окончательного решения вопрос заносится на референдум. В Австрии и Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями.
Во многих странах в паре с президентом как кандидат одной с ним партии избирается вице-президент. Там, где эта должность не предусмотрена, президента может замещать, в установленных конституцией случаях, председатель однопалатного парламента, председатель верхней палаты парламента, председатель правительства.