Всякие господство опирается на мнение. Юм смещает перспективу разработки темы «мнение» от давления мнения на индивида к давлению мнения на правительство. Юм пишет о любви к славе, о том, что для человека дороже золота хорошее мнение о нем.
Один из отцов Конституции, Мэдисон, внимательно исследует принцип «Все правительства опираются на мнение».
«Верно и то, что сила убеждений, мнений индивида и степень влияния мнений на его практическое поведение, его поступки в значительной мере зависят от его представлений о том, сколько других людей думают так же, как он» - пишет Мэдисон.
Спираль молчания — это реакция на изменение «климата мнений». В нем больше, чем в выражении «общественное мнение», заложено представление о частотном распределении, соотношении сил различных противоречивых тенденций, его пространственных границах, оно естественным образом предполагает полную публичность. Понятие публичности ввел английский социальный философ Джозеф Глэнвил в 1661 году.
В революцию публичность воспринимается скорее как угроза, а в периоды упорядоченных отношений — как возможность заслужить вознаграждение.
|
|
Понятие общественное мнение было введено в оборот Ж-Ж Руссо. Вслед за Локком, он говорит о законе, для него общественное мнение – неписанный закон и хотя он «неизвестен нашим политикам, но от него зависит успех всех остальных законов...».
Общественное мнение есть своего рода закон, исполнителем которого служит цензор, применяющий, подобно государю, закон к частным случаям.
С одной стороны общественное мнение – страж нравов, с другой – враг индивида. («Человек, социальное существо, всегда повернут вовне: ощущение жизни он, по сути, получает лишь через восприятие того, что думают о нем другие...»)
Токвиль первым обнаружил и описал процесс спирали молчания на примере упадка французской церкви в предреволюционную эпоху, его подход к общественному мнению близок к концепции, которую можно развернуть сегодня благодаря эмпирическому методу демоскопии, который уделяет особое внимание страху перед изоляцией и тенденции отмалчиваться. (работа «Демократия в Америке»)
Токвиль характеризует общественное мнение в Америке как мощное давление, гнет — принуждение к конформности.
Массе нет никакой надобности прибегать к силе законов, чтобы подчинить себе тех, кто думает иначе. Вполне достаточно ее собственного осуждения. Ощущение своей изолированности и беспомощности тотчас же начинает угнетать инакомыслящих, доводя их до отчаяния. В США есть одна власть и все подчинено ей, эта власть – общественное мнение.
В Соединенных Штатах большинство приняло на себя обязанность обеспечивать индивидуум массой уже готовых мнений, освобождая его от необходимости создавать свои собственные.