Социальная система -это реальная совокупность людей, объединенных в организации на основе взаимодействия, которое является составляющим общества.
Компоненты соц.системы:
1. человек,
2. процессы (экономические, социальные, политические, духовные),
3. предметы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника),
4. идеи (теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования).
Основные уровни социальных систем:
Социальные организации – это социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.
В соц. организации проходят объективные и субъективные процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, к субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников.
|
|
Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.
Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах.
В коллективе может существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.
Особенностями социальных организаций являются:
1. реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
2. формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных);
3. сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Виды социальных организаций:
Естественные | Естественно-искусственные | Искусственные |
Семьи | Цивилизации | Ясли, сады |
Неформальные группы | Города | Школы, вузы |
Дружеские компании | Партии | Больницы |
Общественные движения | Церкви | Предприятия |
Группы по интересам | Корпорации | Армия |
Кроме того, социальные организации можно классифицировать по следующим признакам:
· по отношению к власти - правительственные и неправительственные;
· по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные;
· по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерческие;
· по отношению к бюджету – бюджетные и внебюджетные;
· по форме собственности – государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
· по уровню формализации – формальные и неформальные;
· по отраслевой принадлежности – промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
|
|
· по самостоятельности принятия решений – головные, дочерние, зависимые;
· по размеру и численности членов организации – крупные, средние, малые.
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти, например, министерства, государственные комитеты, Администрация Президента и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии – финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования – государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников).
Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.
Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов.
Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д.
5.2 Специфические законы социальной организации
Основной элемент социальной организации — человек. Между людьми в организации возникают многообразные отношения.
Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений человека с другими людьми в организациях должно заранее определяться руководителем (рис. 6)
Принципы оптимизации деятельности людей:
1. принципы организации организаций,
2. принципы организации людей.