Социальная организация

Социальная система -это реальная совокупность людей, объединенных в организации на основе взаимодействия, которое является составляющим общества.

Компоненты соц.системы:

1. человек,

2. процессы (экономические, социальные, политические, духовные),

3. предметы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника),

4. идеи (теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования).

Основные уровни социальных систем:

Социальные организации – это социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

В соц. организации проходят объективные и субъективные процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, к субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.

В организации имеются формальные и неформальные лидеры.

Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников.

Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах.

В коллективе может существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

Особенностями социальных организаций являются:

1. реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

2. формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных);

3. сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Виды социальных организаций:

Естественные Естественно-искусственные Искусственные
Семьи Цивилизации Ясли, сады
Неформальные группы Города Школы, вузы
Дружеские компании Партии Больницы
Общественные движения Церкви Предприятия
Группы по интересам Корпорации Армия

Кроме того, социальные организации можно классифицировать по следующим признакам:

· по отношению к власти - правительственные и неправи­тельственные;

· по отношению к главной цели – общественные и хозяйст­венные;

· по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерче­ские;

· по отношению к бюджету – бюджетные и внебюджетные;

· по форме собственности – государственные, муниципаль­ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;

· по уровню формализации – формальные и неформальные;

· по отраслевой принадлежности – промышленные, транс­портные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;

· по самостоятельности принятия решений – головные, до­черние, зависимые;

· по размеру и численности членов организации – крупные, средние, малые.

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Статус правительственной организации дается официальными органами власти, например, министерст­ва, государственные комитеты, Администрация Президента и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (при­вилегии – финансирование, льготы, социальное обеспечение; требо­вания – государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников).

Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов.

Формальные организации это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д.

5.2 Специфические законы социальной организации

Основной элемент социальной организации — человек. Между людьми в организации возникают многообразные отношения.

Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений человека с другими людьми в организациях должно заранее определяться руководителем (рис. 6)

Принципы оптимизации деятельности людей:

1. принципы организации организаций,

2. принципы организации людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: