double arrow

Знаки и индексы, нанесенные на линейке

(рис. 3)

π = 3,14 —отношение длины окружности к диаметру; нанесен на шкале 1 и может использоваться для решения задач, связанных с определением длины окружности;

t360 —нанесен на шкале 1, служит для определения времени разворота самолета на 360°;

— накесен краcyной краской на шкале 2, служит для перевода скоростей, выраженных в км/час, в м/сек и обратно, соответствует делению 36;

—нанесен красной краской на шкале 2, служит для решения задач, связанных с определением времени полета, пройденного расстояния и путевой скорости, соответствует делению 60 минут или 1 час (60 секунд или 1 минута);

—нанесены на шкале 2 и могут использоваться как начальные или конечные штрихи шхалы;

® —нанесен красной краской на шкале 4 и служит для решения задач по определению радиуса разворота самолета;

—нанесен на шкале 4, соответствует делению 45° и используется для решения задач, в которые входят тригонометрические функции углов;

— нанесен на движке под шкалой 7 и служит для решения задач по определению показаний барометрических высотомеров в полете до высоты 12 000 м.

— нанесен на шкале 12 и служит для решения задач по определению показаний барометрических высотомеров в полете для высот более 12 000 м.

— нанесены на шкалах 14 и 15 и служат для обозначения десятичных интервалов шкал, используются для умножения и деления чисел;

— деление шкалы 4, используется при решении задач по определению времени разворота самолета на 360°.

Для решения задач несколько шкал линейки НЛ-10м, как правило, используются одновременно. Шкалы, при помощи которых производят решение задач по определенным формулам, называются смежными. Обычно они построены по одному закону и в одном масштабе.

Рассмотрим последовательно назначение и построение всех смежных шкал линейки НЛ-10м.

Шкалы 1 — расстояние (км) — скорость км/час, 2 — время (в мин. или сек.) —время (в час. или мин.) в основном служат для решения формулы

S = Wt, (1)

где S — расстояние в км (м);

W — путевая скорость в км/час (м/сек);

t — время полета в час., мин. или сек.

Если прологарифмировать формулу (1) и умножить ее почленно на выбранный модуль шкалы М (для шкалы 1 и 2 М = 84 мм), получим формулу, по которой построены шкалы 1 и 2,

84IgS = 841gW + 841gt (2)

На корпусе линейки на неподвижной шкале 1 в определенном масштабе нанесены деления, соответствующие значению логарифмов чисел от 1 до 1000, имеющих размерность расстояния в м или км и скорости в км/час или м/сек. Эти значения в 10,100 и т. д. раз можно увеличивать или уменьшать. На нижней подвижной шкале 2 (на движке линейки) в том же масштабе нанесены деления, соответствующие значению логарифмов чисел от 1 до 1000, но оцифрованные в единицах времени от 1 минуты до 16,6 часа или от 1 секунды до 16,6 минуты. В середине шкалы имеется выделенный индексами десятичный интервал, которым пользуются одновременно со шкалой 1 при умножении и делении безразмерных величин.

На рис. 4 показана схема решения задач по этим шкалам. Значение путевой скорости W км/час устанавливается и отсчитывается по шкале 1 против индекса , если время берется в минутах или часах, либо против индекса , если время берется в секундах.

Шкалы 3 — синусы, 4 — тангенсы и 5 — радиусы разворота — расстояния — высоты предназначены для решения формул

S = Н tg α— на шкалах 4 и 5 (3)

и

S1 = H sin α. — на шкалах 3 и 5, (4)

где S и S1 — расстояние в м или км

Н — высота в м или км;

α — угол в град.

Масштаб построения этих шкал взят тот же, что и для шкал 1 и 2. Если прологарифмировать выражения (3) и (4) и умножить на модуль, получим рабочие формулы для построения шкал

84 Ig S = 84 lg Н + 84 lg tg α; (5)

841gS1 = 841g Н + 841g sin α. (6)

На неподвижной шкале 5 на корпусе линейки нанесены деления, соответствующие значению логарифмов чисел от 1 до 1000 (акала 5 одинакова со шкалой 1), которые можно принимать за расстояния, высоты и радиусы разворота самолета в м или км. На движке нанесены логарифмы значений тангенсов углов от 0,5 до 85° (шкала 4) и логарифмы значений синусов углов от 5 до 90° или от 175 до 90° (шкала 3).

Шкала 6 является дополнительной и может использоваться совместно со шкалами 1, 2, 3, 4 и 5. Она построена в 2 раза крупнее по масштабу, т, е имеет модуль М= 168 мм и ее деления соответствуют значениям логарифмов чисел от до , т. е. являются корнями квадратными величин, нанесенных на шкалах 1 и 5. Шкала 6 служит для решения задач по определению радиуса разворота самолета, для извлечения корней квадратных из чисел и возведения их в квадрат, а также используется при решении комбинированных задач.

На рис. 5 показана схема решения задач по шкалам 3, 4, 5 и 6

Шкалы 7 — сумма температур (t0 + tH), 8 — исправленная высота, 9 — высота по прибору и индекс служат для пересчета показаний барометрических высотомеров, построенных на принципе замера статического давления воздуха на высоте полета, в исправленное значение высоты с целью учета методической ошибки высотомера, являющейся следствием того, что фактическая средняя температура столба воздуха не совпадает с расчетной, принятой для построения шкалы высотомера по условиям международной стандартной атмосферы (МСА). Задача пересчета высоты решается по формуле

где Н — исправленное значение высоты;

Нпр— высота по прибору;

Тср — средняя абсолютная температура столба воздуха;

Г— вертикальный температурный градиент, равный 0,0065 град, на 1 м

ТоСТ— стандартная температура у земли, равная 288°.

Если прологарифмировать формулу (7), умножить ее почленно на модуль шкалы М = 140 мм и обозначить выражение:

через ω, то после некоторых преобразований получим формулу для построения шкал 7, 8 и 9:

140 lg Н =140 lg ω + 140 lg Тср. (8)

На верхней неподвижной шкале 7 нанесены логарифмы чисел, соответствующие сумме температур на земле и высоте полета (t0 + tH) в диапазоне от + 90 до—120°, это исключает ненужную операцию по определению средней температуры, которая выполнялась на НЛ-7. На шкале 8 на корпусе линейки нанесены логарифмы чисел, соответствующие исправленному значению высоты полета в диапазоне от 400 до 12000 м.

На подвижной шкале 9 (на движке) нанесены логарифмы величины ω, соответствующие значению высоты полета по прибору от 400 до 12000 м.

На рис. 6 показана схема решения задачи по шкалам 7, 8 и 9.

Шкалы 10 — температура для высоты более 11 000 м, 14 — исправленная высота и скорость, 15 — высота и скорость по прибору и индекс служат для пересчета показаний барометрических высотомеров в исправленные значения высоты для высот более 12 000 м с целью учета методической ошибки, являющейся следствием того, что фактическая температура воздуха на высоте полета более 11 000 м не является постоянной и не равна расчетной 56,5°Ц, принятой для построения шкалы высотомера.

Задача пересчета высоты в этом случае решается по формуле

(9)

где Н — истинное значение высоты;

Нпр — приборное значение высоты;

Тн — абсолютная температура на высоте.

Логарифмируя формулу (9) и умножая на модуль шкалы М= 155, получим формулу для построения шкал 10, 14 и 15

155lg (Н — 11000) = 1551g(Нпр — 11000) + 1551gTН — 155 lg 216,5. (10)

На верхней подвижной шкале 10 нанесены логарифмы чисел, соответствующие температуре на высоте полета в диапазоне от —30 до —75°Ц, и на шкале 14 (верхняя оцифровка шкалы) — логарифмы чисел, соответствующие исправленному значению высоты в диапазоне от 12 до 25 км. На нижней неподвижной шкале 15 нанесены логарифмы чисел, соответствующие значению высоты по прибору от 12 до 23 км (нижняя оцифровка). Установочный индекс совмещен с делением шкалы 12, равным 11 км. Кроме того, при пересчете высоты полета более 12 000 м по этим шкалам к значению высоты, отсчитанному по шкале 14, необходимо прибавить поправку ΔН = 900 + 20 (t0 + tH) со своим знаком. Введение данной поправки вызвано тем, что фактическая высота слоя тропопаузы (т. е. высоты, с которой начинается постоянство температуры) для средних широт равна 9000—13 000 м и отличается от стандартной, которая принята для построения шкалы высотомера постоянной и равна 11 000 м.

На рис. 7 показана схема решения задач по шкалам 10, 14 и 15.

Шкалы 11 — температура на высоте для скорости, 12 — высоты по при­бору (км), 14 — исправленные высота и скорость, 15 — высота и скорость по прибору служат для пересчета показаний аэродинамических указателей скорости (типа УС-700.или УС-800), построенных на принципе измерения скоростного напора встречного потока воздуха, в исправленную скорость с учетом методической ошибки прибора из-за несоответствия фактической плотности воздуха на высоте расчетной плотности, по которой построена шкала прибора. Указатель скорости показывает истинное значение лишь в том случае, если массовая плотность ρ равна 0,125 кг сек2/см4. Такая плотность соответствует атмосферному давлению Р — 760 мм рт. ст. и температуре воздуха t =15°Ц. Это может быть по условиям международной стандартной атмосферы на высоте, равной нулю. Задача пересчета скорости решается по формуле:

(11)

где Vиспр — исправленное значение скорости;

Vпр — скорость, показываемая прибором;

Т — абсолютная температура воздуха на высоте;

Т ст — температура воздуха на высоте по международной стандартной атмосфере;

Н пр— высота по прибору в км.

Если обозначить выражение через т, а выражение (1—0,0226 Нпр) через τ и прологарифмировать формулу (11), то с учетом модуля М=155 получим формулу для построения шкал линейки:

155 lgVиcnp=155 lg Vnp + 77,51g τ – 407,341g f. (12)

Шкалы 11 и 12 являются установочными, а шкалы 14 и 15 — основными, служащими для снятия отсчетов определяемых величин. На шкале 11 (на движке) нанесены логарифмы величины τ, соответствующие значениям температуры воздуха на высоте от + 30 до — 70°Ц. На шкале 12 (неподвижная шкала на корпусе линейки) нанесены логарифмы величины f, соответствующие высоте по прибору от 0 до 12 км, На шкале 14 нанесены логарифмы чисел, соответствующие исправленному значению скорости от 100 до 1400 км/час, а на шкале 15 — логарифмы чисел, соответствующие значению скорости по прибору от 100 до 1200 км/час. Пересчет скорости по этим шкалам выполняется без учета сжимаемости воздуха.

На рис. 8 показана схема решения задачи пересчета скорости по шкалам 11, 12, 14 и 15.

Шкала 13 — высоты по прибору (км) для КУС совместно со шкалами 11, 14 и 15 служит для пересчета показаний комбинированных указателей скорости (КУС) в исправленную скорость с учетом поправки на температуру из-за несоответствия фактического распределения температуры воздуха по высотам стандартным условиям распределения температуры, по которым построена шкала прибора. В КУСах, в отличие от обычных указателей скорости, с помощью анероидной коробки сообщается дополнительный поворот второй (тонкой) стрелке указателя скорости с поднятием на высоту. Этим вводится поправка на изменение плотности воздуха с высотой и поправка на сжимаемость с учетом плотности воздуха.

Известно, что шкала КУС построена по формуле:

, (13)

где g = 9,81 м/сек2 — ускорение силы тяжести;

R = 29, 27 м/град — газовая постоянная;

Тнст — абсолютная температура воздуха на высоте по условиям МСА;

к =1,4 — отношение теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и объеме;

ΔР — разность между динамическим и атмосферным давлением;

р н— атмосферное давление на высоте полета по условиям МСА.

Как видно из формулы (13), показания КУС зависят от величины ΔР, которая в свою очередь изменяется с изменением температуры воздуха. Если величины ΔР при полете в условиях стандартной атмосферы и в условиях, отличных от нее, равны, то указатель скорости будет показывать значение исправленной скорости с ошибкой за счет неравенства фактической температуры Т на высоте полета стандартной температуре ТнСТ. Эту ошибку можно учесть, если в формуле (13) подставить истинные значения величин Т и Тнст и взять отношение . После некоторых преобразований будем иметь:

или

(14)

где t н — фактическая температура на высоте по Цельсию;

Нпр— приборная высота в км

V —истинная воздушная скорость полета (без учета приборной поправки). Логарифмируя и умножая на модуль М= 155, получим формулу для построения шкал линейки:

155 lgV = 155 lg Vкус+ 77,5 lg (273+tн) — 77,5 lg (288 — 0,0065 Нпр), (15)

которая по своей структуре мало отличается от формулы (12). Поэтому шкалы 14, 15 и 11 используются для пересчета показаний как обычных аэродинамических указателей скорости типа УС-700 и УС-800, так и комбинированного указателя скорости.

На шкале 13 (на неподвижной части линейки) нанесены логарифмы величины (288 — 0,0065 Нпр), соответствующие высоте по прибору от 0 до 11 км. При полете на высоте более 11 км берется Нпр = 11 км.

Необходимо отметить, что отсчет высоты по барометрическому высотомеру должен производиться при установке шкалы начального давления на давление у земли 760 мм рт. ст. (Если установленное давление отличается от 760 мм рт. ст. на ± 30 мм, то погрешность пересчета не превышает 0,5% V и ею можно пренебречь.)

Схема решения задачи пересчета показаний КУС показана на рис. 9.

Шкала 16 служит для определения ошибок термометра наружного воздуха в полете вследствие нагревания его чувствительного элемента в заторможенном потоке или наличия трения о воздух. Величина поправки Δt зависит от истинной скорости полета и выражается формулой:

, (16)

где V — истинная воздушная скорость в км/час;

0,265 — коэффициент пропорциональности.

По этой зависимости и построена шкала 16 (см. рис. 3).

При всех пересчетах высоты и скорости необходимо по этой шкале найти поправку Δ t и исправить показания термометров (типа ТУЭ или спиртового) по формуле, помещенной справа от шкалы:

tИСПР= t –Δt

(17)

Для термометров, замеряющих температуру воздуха при полном торможении, поправка выражается формулой

(18)

ИЛИ

,

таккак коэффициент 0,385 больше 0,265 приблизительно в 1,5 раза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: