Особенность умственной нагрузки – это необходимость восприятия и анализа большого объема разнообразной информации с напряжением элементов памяти, внимания, частыми стрессовыми ситуациями.
При этом виде деятельности уменьшаются мышечные нагрузки, снижается двигательная активность, понижается возбудимость (реактивность) организма и повышается степень эмоционального напряжения.
Это состояние получило название гипокинезия, которая является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
По формам трудовой деятельности умственный труд подразделяется на: операторский, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, труд учащихся и студентов.
Эти формы труда отличаются по организации деятельности, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Операторский труд широкое распространение приобретает в условиях современного производства, когда надо контролировать работу машин и механизмов и при этом работа приобретает большую ответственность и сопровождается высоким нервно-эмоциональным напряжением.
|
|
Управленческий труд - это труд руководителей учреждений, предприятий, труд которых характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателя и медицинского работника отличается наличием постоянных контактов с другими людьми, повышенной активностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций - экзамены, зачеты.
При умственной работе обостряется восприятие, внимание, память. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения "тестовых задач", профессиональная работоспособность.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение); ухудшаются функции памяти (кратковременной, долговременной); ухудшаются функции восприятия и анализа информации (появляется больше ошибок).
Основные физиологические принципы по организации достижения продуктивной умственной работы:
1. В работу следует входить постепенно, от менее сложной, к более напряженной. Это обеспечивает последовательное включение физиологических процессов и механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.
2. Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.
3. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.