Анализ ассортимента продукции

Основными задачами анализа спроса являются:

> анализ потребности в выпускаемой и реализуемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услугах;

> анализ спроса на товары, работы, услуги и факторов, влияющих на величину спроса;

> оценка степени риска невостребованной продукции;

> взаимосвязь спроса и сбыта и их влияние на финансовые показатели.

На уровень спроса влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним относятся:

· качество продукции;

· реклама;

· уровень цен на продукцию

К внешним относятся:

- насыщенность рынка аналогичной продукцией;

- конкурентоспособность продукции на внешнем и на внутреннем рынках;

- платежеспособность населения.

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины:

> неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;

> неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта;

> снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;

> неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины:

· неплатежеспособность покупателей;

· демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим - это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпро­изводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том слу­чае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа производства и реализации продукцииявляются:

· оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

· разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов (для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества).

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть раскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

· недостатки в организации производства и труда;

· нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

· брак продукции.

Источники информации для анализа:

> «Отчет о финансовых результатах»;

> «Сводная таблица основных показателей, комплексно характеризующих хозяйственную деятельность предприятий»;

> бизнес-план предприятия;

> - статистическая отчетность о производстве продукции;

> данные бухгалтерского учета о выпуске, отгрузке и реализации продукции;

> оперативные данные производственной деятельности.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.) используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщающей характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество» условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции.

Ассортимент - это совокупность разновидностей продукции каждого наименования, которые отличаются соответствующими технико-экономическими показателями.

Различают:

> полный ассортимент

> групповой

> внутригрупповой

Номенклатура - это перечень наименований изделий. Характеризует только количество и разнообразие продукции.

Существуют различные способы оценки выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Простейший способ оценки выполнения плана по номенклатуре состоит в определении «выполнен» или «не выполнен» план по каждой позиции. Рассчитывается коэффициент номенклатурности.

Например, планом предусматривалось производить 12 видов продукции, из которых:

по шести позициям план перевыполнен;

по трем - выполнен на 100%;

по трем позициям план выполнен менее, чем на 100%.

Тогда план по номенклатуре выполнен на 75%, а коэффициент номенклатурности составит:

К„ = (6 + 3)/12 = 0,75.

Оценку выполнения плана по ассортименту можно осуществить несколькими способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: