Ф-ии и методы мен-та в современном экономическом процессе

Ф-ии М-та – это конкретный вид управ-ой деят-ти, кот осущест-ся спец-ыми прие­мами и способами, а также соответствующая орг-ция работы и контроль деят-сти, не зависящий от специфики деят-ти орг-ии, ее размеров, целей. Были сформулированы Файолем в нач 20в. В процессе управ-я выполняются 4 осн ф-ции: план-е, орг-ция, мотивация и контроль.

1ф-ция – стратег план-е обеспечивает основу для др. ф-ций. СП – это процесс выбора цели орг-ции и путей их достижения на долгосрочный срок. Оно представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, кот ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения орг-цией своих целей. Единого метода планирования, кот бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням орг-ции. СП обычно формируется и разрабатывается высшим руководством. На среднем уровне упр-я занимаются тактическим план-ем, т.е. определяются промежуточные цели для решения стратегических целей и задач. План-е на нижнем уровне орг-ции – оперативное план-е, направляет усилия каждого на достижение общих целей.

2ф-ция – орг-я – это процесс создания струк пред-тия, разделения уровней иерархиив орг-ии, выделение зон ответ-ти, кот-я дает возможность людям эфф-но работать вместе для достижения целей орг. Т.к. работу выполняют люди, то данная ф-ция позволяет определить, кто должен выполнять конкретное задание и какие для этого потребуются средства.

3ф-ция – мотивация – это процесс побуждения себя и других к деят-ти для достижения личностных целей и целей орг-ции. Она м.б. внутренней и внешней. Внутренняя определяется содержанием и значимостью работы, если работа интересует ч-ка, позволяет реал-ть его способности и склонности, то это само по себе яв-ся сильнейшим мотивом к добросовестному и продуктивному труду. Внешняя м-ция имеет 2 формы: административная и экономическая. Её еще называют стимулированием. Административная м-ция означает выполнение работы по команде, по приказу, т.е. по принуждению.

4ф-ция – контроль, это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Существуют 3 осн-х вида К-ля: - предварительный, включает реализацию опред правил, процедур и линии поведения. В орг-ции предвар-ый К-ль ведется за чел-ми, матер-ми и финн-ми ресурсами. В области чел-х ресурсов контроль ведется за деловыми и проф-ми знаниями, кот необходимы для выполнения должностных обязанностей. К-ль -мат-ных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов качества и проведение проверок поступающих материалов. К-ль финн-ых ресурсов, это прежде всего К-ль за бюджетом. Бюджет устанавливает предельные значения затрат и не позволяет орг-ии исчерпать свои средства раньше срока. Следующий вид К-ля – текущий, проводится в ходе работ. Высшее звено ведет К-ль за подчиненными сотр-ками, руков-ми низшего звена, т.е. проводится проверка работы, обсуждаются проблемы, предложения по усовершенствованию работы. Послед вид К-ля – заключительный, целью кот-го яв-ся предотвращение ошибок в будущем. Важной функцией этого К-ля яв-ся его участие в мот-ии работника. Не одна ф-я не может существовать в единственном числе, всё происходит в комплексе. Для выполнения данных функций необх функционирование процессов коммуникации – осуществление пост. обмена инф-ией м-у экементами орг-ии. Имеет вертик и гориз. вектор направ-ти; процесс приянтия управ. решенй – в рамках кажд. ф-ии мен-ер должен сделать опред. выбор из неск. алтернативных вариантов действий.

Методы мен-та – специф. приемы, применяемые мен-рами при реализации на практике ф-ий мен-та. Выделяют 4 группы методов: 1. Орг-ые методы - прим-ся на эапе становления орг-ии. В соответствии с ни все ф-ии мен-та четко формализированы, эффект-ны в ом случае. когда в орг-ии еще не сложился сплоченный коллектив.2. Админ-ые методы – все ф-ии мен-та вып-ся посредством принуждения подчин-ых, люб. инициатива пресекается. Такие методы оказ-ся эффект-ми в специализ. учреждениях, где треб-ся четкая дисциплина. В коммерч. орг-ях это принесет к текучести кадров и низкой производ-ти труда.3. Эконом. методы – считают. что все ф-ии мен-та в коммерч. орг-ии подчинены получению прибыли, поэтому эк. фактор рассм-ся основным при осуществлении кажд. ф-ии, такой метод применялся в мен-те с 30х гг 20 в. до 80х гг.4. Соц-псих. методы – суть: осущ-ие ф-ий мен-та сводится к 2-ум осн. направлениям: формированию благоприят. морально-псих. климата в орг.; выявлению и развитию индив. способностей кажд. сотр-ка. Только упор на чел. фактор позврляет добиваться выс. рез-ов в деят-ти орг-ии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: