Замена строительной техники представляет собой непрерывный процесс технического перевооружения машинного парка строительно-монтажных предприятий и обеспечивает в условиях нового хозяйственного механизма своевременность выполнения работ на объектах при наименьших затратах заказчика и эксплуатирующей организации.
Замена строительных машин производится в случаях:
- обновления длительно выпускаемой техники, снятия продукции с производства;
- списания с остаточной стоимостью недостаточно работоспособной машины;
- изменения конструкции прогрессивных моделей, на которые недостает комплектующих изделий и материалов;
- истечение ресурса и амортизационного срока службы машины;
- прекращения эксплуатации неэффективной машины, не имеющей областей рационального применения в строительно-монтажном предприятии.
Сроки замены отдельных машин устанавливаются в зависимости от их жизненного цикла, объемов и равномерности реального поступления моделей аналогичного назначения с заводов-изготовителей, выбытия и частичного восстановления находящихся в эксплуатации образцов строительной техники.
Жизненный цикл машины ( ТЦ.М ) равен:
, (1.49)
где ТПР -календарный срок от начала составления исходных требований потребителя до утверждения акта приемочных испытаний модели;
ТИЗ – продолжительность изготовления машин в отрезке времени, входящем в нормативы сроков обновления видов продукции машиностроения;
ТД – срок реализации и доставки машин потребителю; ТСЛ – срок службы машины.
Общий период освоения, подготовки производства, серийного выпуска строительной техники определяет срок обновления выпускаемой модели, поэтому главным источником сокращения сроков замены строительных машин является ускорение обновления их производства в требуемом объеме на основе стабильных оптимальных нормативных сроков обновления продукции отрасли строительного и дорожного машиностроения,
Обновленной строительной машиной считается такая конкретная модель, которая ставится на производство впервые взамен устаревшего образца с целью восполнения недостающих средств механизации, или в процессе производства подвергается глубокой модернизации и которая по своим эксплуатационным свойствам соответствует или превосходит лучшие мировые аналоги.
В отрасли строительного и дорожного машиностроения принят норматив сроков обновления строительной техники - максимально допустимый (предельный) срок нахождения конкретной модели в производстве, охватывающий интервал времени от даты утверждения акта приемки опытного образца до прекращения выпуска этой модели.
В жизненном цикле строительной машины (ТЦ.М) наибольшая доля времени приходится на продолжительность ее эксплуатации, определяемую сроком службы(ТЭ)
Срок службы - календарная продолжительность от начала эксплуатации машины или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
Предельное состояние- состояние машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.
Повышенное влияние продолжительности машины на ее эффективность, проявляемое в изменении производительности и эксплуатационных затрат, вызывает необходимость определять срок службы строительной техники.
В соответствии с действующими нормативами амортизационных отчислений, сроки службы строительных машин представляют собой те максимальные сроки, после которых наличие машин в парке строительно-монтажного предприятия по совокупности затрат, требуемых для поддержания их работоспособности, становится нерентабельным. Таким образом, сроки замены машины, по крайней мере, не должны превышать амортизационные сроки службы машин и процесс замены машин должен осуществляться через взаимосвязанные этапы: выбытие устаревших и неэффективных единиц строительной техники и ввод в эксплуатацию их заменяющих образцов, имеющих области рационального применения на объектах строительно-монтажных предприятий.
Процесс выбытия осуществляется систематически строительно-монтажным предприятием и заключается в списании машин вследствие достижения ими предельного состояния(таблица 1.8).
Таблица 1.8 - Ориентировочная продолжительность освоения и эксплуатации строительных машин
Типы машин | Срок, годы | |||
разработки и освоения Тпр | подготовки производства | серийного выпуска Тиз | службы Тсл | |
Экскаваторы одноковшовые навесные на тракторах | 1,4 | 0,6 | 4,5 | |
Экскаваторы одноковшовые полноповоротные | 2,3 | 0,7 | 6,5 | |
Экскаваторы непрерывного действия траншейные цепные | 2,3 | 0,7 | 4,5 | |
Экскаваторы непрерывного действия роторные | 2,3 | 0,6 | 9,1 | |
Скреперы прицепные и полуприцепные | 1,8 | 0,8 | 9,4 | |
Скреперы самоходные | 3,4 | 0,6 | ||
Бульдозеры | 3,2 | 0,8 | ||
Автогрейдеры | 3,3 | 0,8 | 7,9 | |
Катки прицепные и полуприцепные | 0,5 | 9,5 | ||
Катки самоходные | 2,5 | 0,5 | ||
Копры универсальные, навесные копровое оборудование, сваебойные молоты | 1,9 | 1,1 | ||
Бурильно-крановые машины | 2,3 | 0,5 | 9,2 | 6,3 |
Бетоносмесители, растворосмесители | 1,7 | 0,6 | 7,7 | |
Автобетоносмесители | 0,9 | 6,1 | ||
Краны башенные | 2,3 | 0,7 | ||
Краны автомобильные | 2,2 | 0,8 | 6,5 | |
Краны пневмоколёсные на шасси автомобильного типа | 2,6 | 0,6 | 6,8 | 8,6 |
Краны гусеничные | 2,5 | 0,6 | 6,9 | |
Подъёмники грузовые, строительные | 1,8 | 0,5 | 7,7 | |
Подъёмники грузопассажирские | 2,1 | 0,6 | 7,3 | 4,5 |
Конвейеры ленточные передвижные | 1,1 | 0,4 | 6,5 | |
Автоцементовозы | 1,4 | 0,6 | 6,5 | |
Погрузчики одноковшовые | ||||
Машины для штукатурных работ | 1,9 | 1,1 | ||
Машины для малярных работ | 1,8 | 1,2 | 5,5 | |
Машины для кровельных работ и устройства полов | 1,8 | 1,2 | ||
Ручные машины и вибраторы | 1,7 | 1,1 | 7,2 |
Задача полной замены в машинном парке устаревшей и малоэффективной техники может быть решена при условии отсутствия ограничений на приобретение нужных машин в отрасли строительного и дорожного машиностроения. Однако из-за невозможности свободного выбора строительно-монтажным предприятием эффективной строительной техники приходится, как правило, рассматривать обратную задачу установленных поставках техники.
Порядок решения этой сложной задачи, обусловленной наличием в парке значительного количества машин с истекшим сроком службы, представляют в виде ряда последовательных этапов:
-расчёт фонда рабочего времени наличного парка машин;
-установление сроков замены машин с учётом подлежащих выполнению объёмов строительно-монтажных работ и имеющихся ограничений по поставкам серийно изготавливаемой и новой техники.
Возрастом машины принято считать промежуток времени от момента её выпуска на заводе-изготовителе до периода фиксирования этого возраста (обычно по состоянию на 1 января очередного года эксплуатации техники).