Порядок замены строительных машин

Замена строительной техники представляет собой непрерывный процесс технического перевооружения машинного парка строительно-монтажных предприятий и обеспечивает в условиях нового хозяйственного механизма своевременность выполнения работ на объектах при наименьших затратах заказчика и эксплуатирующей организации.

Замена строительных машин производится в случаях:

- обновления длительно выпускаемой техники, снятия продукции с производства;

- списания с остаточной стоимостью недостаточно ра­ботоспособной машины;

- изменения конструкции прогрессивных моделей, на которые недостает комплектующих изделий и материалов;

- истечение ресурса и амортизационного срока службы машины;

- прекращения эксплуатации неэффективной машины, не имеющей областей рационального применения в строительно-монтажном предприятии.

Сроки замены отдельных машин устанавливаются в зависимости от их жизненного цикла, объемов и равномерности реального поступления моделей ана­логичного назначения с заводов-изготовителей, выбытия и частичного восстановления находящихся в эксплуатации образцов строительной техники.

Жизненный цикл машины ( ТЦ.М ) равен:

, (1.49)

где ТПР -календарный срок от начала составления исходных требований потребителя до утверждения акта приемочных испытаний модели;

ТИЗ – продолжительность изготовления машин в отрезке времени, входящем в нормативы сроков обновления видов продукции машиностроения;

ТД – срок реализации и доставки машин потребителю; ТСЛ – срок службы машины.

Общий период освоения, подготовки производства, серийного выпуска строительной техники определяет срок обновления выпускаемой модели, поэтому глав­ным источником сокращения сроков замены строительных машин является уско­рение обновления их производства в требуемом объеме на основе стабильных оптимальных нормативных сроков обнов­ления продукции отрасли строительного и дорожного машиностроения,

Обновленной строительной машиной считается такая конкретная модель, которая ставится на производ­ство впервые взамен устаревшего образца с целью восполнения недостающих средств механизации, или в процессе производства подвергается глубокой мо­дернизации и которая по своим эксплуатационным свойствам соответствует или превосходит лучшие мировые аналоги.

В отрасли строительного и дорожного машиностроения принят норматив сроков обновления строительной техники - максимально допустимый (предельный) срок нахождения конкретной модели в произ­водстве, охватывающий интервал времени от даты утверждения акта приемки опытного образца до прекращения выпуска этой модели.

В жизненном цикле строительной машины (ТЦ.М) наибольшая доля времени приходится на продолжительность ее эксплуатации, определяемую сроком службы(ТЭ)

Срок службы - календарная продолжительность от начала эксплуатации ма­шины или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Предельное состояние- состояние машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.

Повышенное влияние продолжительности машины на ее эффективность, про­являемое в изменении производительности и эксплуатационных затрат, вызывает необходимость определять срок службы строительной техники.

В соответствии с действующими нормативами амортизационных отчислений, сроки службы строительных машин представляют собой те максимальные сроки, после которых наличие машин в парке строительно-монтажного предприятия по совокупности затрат, требуемых для поддержания их работоспособности, становится нерентабельным. Таким образом, сроки замены машины, по крайней мере, не должны превышать амортизационные сроки службы машин и процесс замены машин должен осуществляться через взаимосвязанные этапы: выбытие устаревших и неэффективных единиц строительной техники и ввод в эксплуатацию их заменяющих образцов, имеющих области рационального применения на объектах строительно-монтажных предприятий.

Процесс выбытия осуществляется систематически строительно-монтажным предприятием и заключается в списании машин вследствие достижения ими предельного состояния(таблица 1.8).

Таблица 1.8 - Ориентировочная продолжительность освоения и эксплуатации строительных машин

  Типы машин Срок, годы
разработки и освоения Тпр подготовки производства серийного выпуска Тиз службы Тсл
         
Экскаваторы одноковшовые навесные на тракторах 1,4 0,6   4,5
Экскаваторы одноковшовые полноповоротные 2,3 0,7   6,5
Экскаваторы непрерывного действия траншейные цепные 2,3 0,7   4,5
Экскаваторы непрерывного действия роторные 2,3 0,6 9,1  
Скреперы прицепные и полуприцепные 1,8 0,8 9,4  
Скреперы самоходные 3,4 0,6    
Бульдозеры 3,2 0,8    
Автогрейдеры 3,3 0,8 7,9  
Катки прицепные и полуприцепные   0,5 9,5  
Катки самоходные 2,5 0,5    
Копры универсальные, навесные копровое оборудование, сваебойные молоты 1,9 1,1    
Бурильно-крановые машины 2,3 0,5 9,2 6,3
Бетоносмесители, растворосмесители 1,7 0,6 7,7  
Автобетоносмесители   0,9 6,1  
Краны башенные 2,3 0,7    
Краны автомобильные 2,2 0,8   6,5
Краны пневмоколёсные на шасси автомобильного типа 2,6 0,6 6,8 8,6
Краны гусеничные 2,5 0,6 6,9  
Подъёмники грузовые, строительные 1,8 0,5 7,7  
Подъёмники грузопассажирские 2,1 0,6 7,3 4,5
Конвейеры ленточные передвижные 1,1 0,4 6,5  
Автоцементовозы 1,4 0,6   6,5
Погрузчики одноковшовые        
Машины для штукатурных работ 1,9 1,1    
Машины для малярных работ 1,8 1,2 5,5  
Машины для кровельных работ и устройства полов 1,8 1,2    
Ручные машины и вибраторы 1,7 1,1 7,2  

Задача полной замены в машинном парке устаревшей и малоэффективной техники может быть решена при условии отсутствия ограничений на приобретение нужных машин в отрасли строительного и дорожного машиностроения. Однако из-за невозможности свободного выбора строительно-монтажным предприятием эффективной строительной техники приходится, как правило, рассматривать обратную задачу установленных поставках техники.

Порядок решения этой сложной задачи, обусловленной наличием в парке значительного количества машин с истекшим сроком службы, представляют в виде ряда последовательных этапов:

-расчёт фонда рабочего времени наличного парка машин;

-установление сроков замены машин с учётом подлежащих выполнению объёмов строительно-монтажных работ и имеющихся ограничений по поставкам серийно изготавливаемой и новой техники.

Возрастом машины принято считать промежуток времени от момента её выпуска на заводе-изготовителе до периода фиксирования этого возраста (обычно по состоянию на 1 января очередного года эксплуатации техники).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: