Землеройно-транспортные машины выполняют послойную срезку грунта, перемещение его на незначительное расстояние и укладку слоями равномерной величины. По типу рабочего органа эти машины делятся на ножевые и ковшовые. К ножевым относятся бульдозеры и автогрейдеры, к ковшовым – скреперы.
Скреперы (рисунок 5.9) используют как высокопроизводительные машины при послойной разработке и перемещении грунта, укладке его в насыпи слоями с разравниванием и частичным уплотнением. Эти машины относятся к категории универсальных, т.к. сами себя загружают, сами транспортируют
грунт, выгружают и частично уплотняют.
Скреперы чаще всего применяют в гидромелиоративном, автодорожном и железнодорожном строительстве, в горнодобывающей промышленности.
Эксплуатируются скреперы различных типоразмеров с ковшами объемом 6–25 м3. Скреперы бывают прицепными и самоходными.
В первом случае в качестве тягача используют гусеничные тракторы, во втором – пневмоколесные тягачи.
Скреперы широко применяют на массовых земляных работах:
при снятии растительного слоя и перемещении его в кавальеры;
при выполнении вскрышных работ в карьерах нерудных строительных материалов;
при возведении насыпей, устройстве выемок различного назначения с перемещением грунта;
при выполнении планировочных работ со срезкой возвышенных мест и укладкой грунта в низкие места.
Наиболее часто встречающаяся дальность перемещения (т. е. транспортировки) грунта – 180–220 м.
Применение скреперов на разработке и перемещении грунта более экономично по сравнению с экскаваторами с автосамосвалами.
Лучшее наполнение ковша грунтом происходит при движении скрепера под уклон. При разработке связных грунтов целесообразно применять в процессе набора грунта трактор-толкач. При этом увеличивается наполнение ковша и сокращается время набора.
Мощность толкача должна быть в 1,5–2,0 раза больше мощности тягача скрепера.
Длина пути набора грунта зависит от характера разрабатываемого грунта, типоразмера скрепера и принятой схемы работы (табл. 5.1).
Число скреперов, обслуживаемых одним толкачом, зависит от дальности перемещения грунта и типоразмера скрепера (табл. 5.2).
Т а б л и ц а 5.1
Длина пути набора грунта при работе
с толкачом, м
Заполнение ковша | Объем ковша, м3 | ||
6–7 | 8–10 | ||
Геометриче- ское | 9–13,5 | 10–12,5 | |
С “шапкой” | 11,5–16 | 11–16 |
Применение скреперов позволяет комплексно механизировать ряд процессов, особенно при возведении земляного полотна автомобильных дорог.
Т а б л и ц а 5.2
Число скреперов на один толкач
Дальность перемещения грунта, м | Объем ковша, м3 | ||
1 000 2 000 3 000 | 4–5 - - - | - | - |
Скреперы – мобильные машины, имеющие при наполненном ковше большую массу. Поэтому для их успешной работы к качеству грунтовозных дорог предъявляют особые требования. Дороги должны быть хорошо спланированы, иметь большие радиусы на поворотах, уклоны должны быть минимальными.
Важное значение имеет рациональная организация работы бригады скреперистов с бульдозером-толкачом. Так как затраты на эксплуатацию бульдозера-толкача являются дополнительными расходами при выполнении работ скреперами, то чем больше скреперов обслуживает один бульдозер-толкач, тем меньше себестоимость работ.
Работу бульдозера-толкача в забое организуют по следующим схемам (рис. 5.10): челночной, челночно-цепной и эллиптически-цепной.
Рис. 5.9. Схемы работы бульдозера-толкача:
а – челночная; б – челночно-цепная; в – эллиптически-цепная
По челночной схеме (рис. 5.10, а) бульдозер-толкач помогает наполнять ковш скрепера 1 и задним ходом возвращается в исходное положение для наполнения очередного скрепера. Схему применяют при коротких забоях.
По челночно-цепной схеме (рис. 5.10, б) бульдозер-толкач помогает набирать грунт скреперу 1, затем скреперам 2 и 3. По окончании наполнения ковша скрепера 3 бульдозер-толкач возвращается в исходное положение. При работе по этой схеме сокращается число холостых ходов бульдозера-толкача и повышается его производительность (за 1 ч загружается до 20–25 скреперов).
Обе эти схемы применяют в горизонтальных и наклонных забоях.
По эллиптически-цепной схеме (рис. 5.10, в) забой разрабатывают встречными смежными проходами скреперов. При этом ликвидируют холостые пробеги бульдозера-толкача, так как очередной скрепер возвращается в забой с противоположной стороны и бульдозеру-толкачу достаточно развернуться на 180о. Схему применяют при разработке выемки с перемещением грунта в две противоположно расположенные относительно выемки насыпи, при разработке выемки или канала с укладкой грунта в кавальеры.