Заключая наш факультатив

Подведем некоторые итоги. Для этого обратимся к тому вопросу, которым открывает Цицерон самый известный из своих трактатов, посвященных красноречию, - диалог «Об ораторе»: «Я неоднократно присматривался к людям не обыкновенным и одаренным, с необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей?» и далее великий оратор говорит о том, что история Рима дала множество замечательных полководцев, политиков, философов, математиков, наконец, поэтов. В то же время «хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных - едва найдется по одному на каждое поколение». Чем же это можно объяснить?

«Может быть, причина заключается в том, что мало внимания уделялось науке красноречия?» - спрашивает Цицерон. Отнюдь нет. «В нашем отечестве – говорит он, - уж, конечно, ничего никогда не изучали усерднее, нежели красноречие. В самом деле, едва ли был хоть один честолюбивый юноша, который не стремился бы постигнуть во что бы то не стало искусство оратора.» Притом сулил этот род занятий те же награды, что и теперь, - замечает римский оратор, - и популярность, и влияние, и уважение. Сообразив все эти обстоятельства, разве мы не в праве удивиться, что во всей истории поколений, эпох, государств мы находим такое не значительное число ораторов?»

Какой же ответ на этот вопрос? Вполне вероятно, что, освоив курс современной риторики, вы согласитесь с Цицероном: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. Какую можно предположить другую причину, кроме как неимоверную обширность и трудность самого предмета?»

Эту «обширность и трудность» предмета риторики вы не могли не почувствовать, даже знакомясь с основами этой науки. Проверим, повторяя бегло, что мы усвоили, над чем еще нужно работать самостоятельно?

Для образования, т.е. всестороннего воспитания ритора, по мнению Цицерона, - величайшего авторитета не только античности, но и всего последующего периода развития риторики, - необходима совокупность таких предметов, из которых даже каждый в отдельности бесконечно труден для разработки. Какие же это предметы?

Нужно научиться «находить и обдумывать мысли и слова». Этим мы и занимались, пока, вы, увы, берете готовые темы из книг, журналов, Интернет - сайтов…

Далее. Вы знаете теперь, что необходимо придать красоту самой речи и не только отбором, но и расположением слов. Этому мы и научились (цветы красноречия) и вы умеете придать своей речи «юмор и остроумие.

Кроме того, вы познакомились с основами поведения человека говорящего. Вы не только знаете, как строить речь «по законам адресата» и как должен вести себя говорящий, чтобы его речь была действенна, эффективна, увлекательна, красива, но и умеете делать все это практически. Итак, «движение души, которыми природа наделила род человеческий», вы изучили, и умеете теперь «или успокаивать, или возбуждать души слушателей». А это значит, что вы познали «всю мощь и искусство красноречия» и овладели, таким образом, искусством настоящего ритора. Вы умеете готовиться к публичному выступлению и знаете, как сделать так, чтобы «мысли и слова, найденные и обдуманные, поручить на хранение памяти». Более того, вы постигли и «само искусство исполнения, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражениями лица, и за звуками и оттенками голоса». Теперь вас можно не только слушать, но и «смотреть на вас с удивлением». Но это еще не все. Вы теперь стали еще и умным, интересным собеседником и достойным участником спора. Вам доступны «быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью».

Вы понимаете, что я позволил себе много иронии и самоиронии.

И так, вы получили основы риторики воспитания и образования, необходимых каждому современному культурному человеку. Теперь дело за вами: нужно следить за выходящей информацией, учиться у лучших мастеров на ТВ, окружающих…. Повышать постоянное мастерство красноречия.

Всегда помните, что со словом нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и к ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните так же, что процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, но и от культуры слова, понимания обществом значимости этой культуры, умение владеть словом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: