В этой части будут названы разнородные приемы и формы, относящиеся к третьему канону риторики — элокуции. Они дополнят те материалы, которые даны в последних главах, и пополнят копилку изучающих мастерство и культуру речи.
Эти средства обычно не относят ни к фигурам, ни к тропам, ни к жанрам, ни к стилям.
Анаграмма
Буквально анаграмма — «перестановка букв». Но эта перестановка не лишена подчас большого смысла. Так, она создает шутливое сочетание: В. Маяковский назвал свое стихотворение «Схема смеха». Другой пример: в начале 20-х годов XX в. действовала политическая группа «Смена вех», ее название перефразировали иронически «Мена всех».
Зашифрованная шутка может оказаться весьма обидной: Он пишет стихи, хитроумно подбирая рифмы, — здесь звучит издевка хи-хи. Прием достаточно ядовитый!
Иногда анаграмма — средство шифра: Антиох Кантемир подписывал свои сочинения псевдонимом-шифром Харитон Макентин.
В акростихе первые буквы строк стихотворения составляют какое-то слово, например в поздравительном стихотворении — имя поздравляемого.
|
|
Бывало, что автор зашифровал настоящую тайну в каком-то ключе, например, тайные слова можно было прочитать ходом шахматного коня в определенном тексте, но еще надо было знать, с какого места начать.
Наконец, в развлекательных целях создаются тексты-палиндромы, читаемые справа и слева одинаково: А роза упала на лапу Азора и т. п.
Подражание
Обычно оно предосудительно, так как противостоит творчеству, оригинальности. Но есть авторы, подражать которым нужно и даже почетно. Можно ли забывать, что ребенок (и взрослый тоже) усваивает родной и неродной языки подражанием, имитативно, не создавая язык заново; образцы широко используются в общении не только в перефразированном виде, но даже дословно. Подражания нередко оказываются очень ценными: многочисленные переложения Псалмов, «Подражание Корану» А. С. Пушкина, «Библейские стихи» А. А. Ахматовой. Напомним, что некоторые переводы ценятся выше оригиналов.
Подражание становится истолкованием, интерпретацией: в театре, например. Прочтение оригинала —> его истолкование —> обработка для спектакля —> режиссура -» своеобразие игры актеров — > зрительское восприятие.
В сущности, весь процесс речевого развития человека построен на подражании, без него не обойтись ни оратору, ни тем более каждому члену общества.