Информационные рынки

Внедрение информационных технологий способствует тому, что информация в виде информационных продуктов и информационных услуг становится предметом отношений купли-продажи.

Рынок информационных услуг представляет собой слияние экономических, правовых и организационных отношений при покупке и продаже информационных продуктов и информационных услуг между поставщиками и потребителями и характеризуется определенной номенклатурой услуг, а также условиями и механизмами их представления.

Развитие рынка информации тесно связано с развитием коммерческих информационных систем, которые позволяют обеспечить передачу информации в электронном виде между потребителями и центрами по обработке информации. Информационные системы позволяют расширить сферу информационного рынка, обеспечивая доступ к базам данных в режиме реального времени (оп-Нпе режим), передачу данных в электронном виде, электронную безбумажную передачу денежных средств, осуществление деловых переговоров с помощью электронной почты.

Для информационного рынка, как и для других отраслей и сфер деятельности, одной из важнейших проблем является проблема реализации.

Информационные агентства, органы научно-технической информации, предприятия, организации, граждане, осуществляющие информационную деятельность и свободно реализующие свою информационную


продукцию и информационные услуги, являются товаропроизводителями, участвующими в создании рынка на общих основаниях независимо от форм собственности. Они имеют право производить любые действия относительно реализации своей продукции, которые не противоречат действующему законодательству.

Важнейшей тенденцией развития информационных рынков является глобализация. Потребителем информационного рынка может стать практически любое физическое или юридическое лицо, поэтому возможности информационного рынка рассматриваются как беспредельные, тем не менее специалисты отмечают, что распространение спроса на конкретные виды информационной продукции может вызвать конкуренцию между его основными производителями - фирмами США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Тайваня, Сингапура и ряда других стран.

Информационные рынки предполагают взаимодействие органов, осуществляющих производство информационных продуктов и оказание информационных услуг, с потребителями информации на основе контрактов (договоров) и иных форм соглашений, предусмотренных действующим законодательством. Контракт (договор) является основным документом, регламентирующим отношения между производителем и потребителем информации. На контрактной (договорной) основе могут осуществляться информационное обеспечение, научные исследования и разработки для органов государственной власти, кроме случаев, когда действующими законами предусмотрено бесплатное предоставление им информации. Осуществление расчетов производится на договорных условиях с использованием договорных цен, кроме случаев, когда применяются тарифы, установленные государственными органами. Основными сегментами информационного рынка являются:

потребительский сегмент, включающий передачу информации и развлечений частным лицам;

сегмент научно-технической и специальной информации, предназначенной для работников интеллектуального труда;

бизнес-сегмент, включающий потребление информационных продуктов и услуг в процессе производственной и маркетинговой деятельности субъектов хозяйствования.

Рынок информации в сфере бизнеса включает справочники и базы данных по организациям, ведущим коммерческие операции, справочники и базы данных соответствующих коммерческих предложений, а также справочники и базы специальной информации, к числу которых относятся информационные базы законодательства.

Расширяется объем услуг по предоставлению ежедневной оперативной достоверной информации о состоянии финансового и фондового рынков. Наиболее значительны объемы информации о биржевых котировках и фьючерсных контрактах, рынках ценных бумаг, сведениях по обменным





курсам валют, учетным ставкам и ценам кредитных ресурсов и долговых обязательств.

Сектор информационного рынка финансовой, деловой и коммерческой информации характеризуется высокими требованиями к качеству и высоким уровнем цен. Основными потребителями финансовой информации являются профессиональные инвесторы и оптовики, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание. Инвесторы, работающие на рынке ценных бумаг, нуждаются также в информации о состоянии определенной отрасли промышленности, то есть в статистической и коммерческой информации о состоянии экономики, в ежедневных оперативных деловых новостях. В связи с этим расширяется объем предоставляемых потребителям комплексных информационных услуг.

Формирование рынка информации регулируется Законом Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", который предполагает осуществление правовых мер, позволяющих обеспечить:

- свободную конкуренцию между субъектами, осуществляющими информационную деятельность, рекламными, информационными агентствами другими предприятиями и организациями всех форм собственности; - защиту субъектов информационной деятельности от недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах информационной деятельности.

В ходе осуществления операции купли-продажи информационной продукции должна гарантироваться охрана прав интеллектуальной собственности в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах", охрана государственной тайны в соответствии с Законом "О государственной тайне", законные права и интересы потребителя информационной продукции и услуг в соответствии с законом "О защите прав потребителей".

9.3. Информационный риск и ответственность

Проблема информационного риска обусловлена спецификой информации как информационного продукта. "Информация, представленная в электронном виде, - отмечает В.Наумов, - является изменчивой и нестабильной", что обусловлено в первую очередь незащищенностью протоколов информации и массивов данных.

Риск в сфере информационной деятельности включает: технический риск, обусловленный нарушениями в режиме работы информационных систем;

эксплуатационный риск, связанный с нарушением субъектами ИД норм, требований и правил организационного и технологического характера по защите обрабатываемой информации;


хозяйственный риск, обусловленный нарушением одной из сторон отдельных пунктов договора;

риск использования информации с нарушением авторских прав; "содержательный" риск, связанный с отсутствием полезного эффекта от информации или досрочной потерей "информацией" полезных свойств, что особенно ощутимо в научно-технической и финансовой сфере.

Решение проблемы снижения уровня информационного риска предполагает проведение системы мероприятий:

технического характера, включая разработку и внедрение средств защиты информации, систем поиска, обработки и хранения информации, снижающих риск несанкционированного доступа, включая мероприятия в области криптографии, шифрования и информационной безопасности;

организационно - правового характера, направленных на обеспечение свободного и ограниченного доступа к информационным массивам с условием соблюдения требований законодательства, установление юрисдикции информационных систем.

К числу организационно - правовых мер относится также:

соблюдение субъектами правовых отношений норм, требований и правил организационного и технического характера по защите информации;

использование средств вычислительной техники, средств связи в автоматизированных системах, которые отвечают установленным требованиям и прошли в установленном порядке сертификацию;

использование программного обеспечения и информационных ресурсов на основе лицензионного соглашения;

обеспечение контроля по защите информации.

Ответственность за отдельные виды риска может быть разграничена между всеми участниками информационных отношений - собственниками и владельцами и пользователями автоматизированных систем, владельцами информационных фондов и баз данных, страховыми организациями, а также лицами, осуществляющими техническое обслуживание автоматизированных систем.

В соответствии с Законом Украины собственник автоматизированных систем не несет ответственности за вред, причиненный собственнику информации, если при этом не были нарушены установленные правила ее защиты. В то же время собственник несет ответственность за риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения.

Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

Ответственность за конкретные виды риска может быть установлена в пунктах договора, заключаемого участниками ИД. С целью снижения





степени риска неисполнения взятых на себя обязательств стороны могут заключить договор страхования.

В информационной сфере большинство спорных ситуаций вокруг охраняемых прав касается права интеллектуальной собственности. В зарубежной практике содержание документа, создаваемого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила такой подписи признается при наличии в системе программно - технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. Электронная подпись служит правовой гарантией выполнения сторонами принятых на себя обязательств по договору, а также соблюдения сторонами права интеллектуальной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: