Государственные и региональные информационные ресурсы

Российская Федерация и ее субъекты являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых и накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных иными законными способами.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц, представляющей государственную тайну. Собственник таких информационных ресурсов вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Субъекты, предоставляющие документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, предоставляемая в органы государственной власти и организации гражданами и юридическими лицами (независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности), формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, предоставляющих эту информацию.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включают в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, такими как:

назначать лица, осуществляющие хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Необходимо отметить, что право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принад­лежат их владельцу. Принадлежность и режим произведенной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со следующими сферами ведения:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Федерации. Государственные информационные ресурсы формируют граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

Организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информацион­ных ресурсов совместного ведения на основе договора, обязаны (в соответствии с законодательством) получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти.

Государственные информационные ресурсы Российской Феде­рации открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа. Документированную информацию с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяют на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Информационные ресурсы являются имуществом в определенном праве собственности и, следовательно, могут быть государственными и негосударственными. Поэтому обладать информационными ресурсами могут отдельные граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения, так как документы или массивы документов могут быть созданы на их средства. Значительную часть информационных ресурсов, которая представляет обще­ственный интерес, создают за счет государственных (федерально­го бюджета, субъектов Федерации) средств. Поэтому государство в значительной степени заботится об их централизованном сборе, хранении и создании условий для доступа к ним. Так как информация хранится в разных документах и видах отображения и ее считают первичной до момента копирования и тиражирования, то первоочередная задача государства — сохранение первичных документов.

Государственные органы, учреждения и предприятия обладают собственными информационными ресурсами, которые часто становятся объектом интересов других ведомств и организаций, вследствие чего эта информация становится товаром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: