Закон развития и жизненный цикл организации

Закон развития - это закон, согласно которому каждая материальная система (организация) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Так, белки в лесу запасают на зиму значительно больше грибов и орехов, чем это необходимо для выживания. В квартире каждого человека на всякий случай имеется много вещей, часть из которых никогда не используется. Возможности современных компьютеров используются лишь на 30-40%. Некоторые государства конфликтуют между собой из-за территорий, которые им в общем-то не нужны. Все это является следствием неявного действия развития как в животном мире, так и в человеческом обществе.

Математическая интерпретация закона развития имеет вид:

где Rj - потенциал системы на j-ом (l, 2,...) этапе жизненного цикла;

Rij - потенциал системы в i-й области (экономика, техника, политика, финансы) на j-ом этапе цикла.

Организации, как и любые другие системы, зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают.

Существенную характеристику процессов развития составляет время, т.к., во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.

В ходе многостороннего анализа в развитии организаций ученые пришли к выводу: что развитие организации это естественный, поэтапный и во многом запрограммированный процесс, предусматривающий неизбежное прохождение ряда последовательных фаз (стадий), при этом изменяются логика ее функционирования и тип стратегий.

Следовательно, развитие организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла.

Борис Заходерович Мильнер

Жизненный цикл организации - это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Данные стадии являются предсказуемыми изменениями с определенной последовательностью во времени.

Основные этапы жизненного цикла организации рассмотрим на рисунке 1 графически.

           
   
 
 
 
   


Этап предприни- мательства Этап коллек- тивности Этап формализации и управления Этап выработки структуры Этап упадка
- нечеткие цели - свобода твор-чества - необходимо обеспечение ресурсами - формируется миссия - общение и структура в основном не-формальные - формализация правил - стабильная структура - нацеленность на инновации и эффективность - усложнение структуры - поиск новых возможностей развития - децентрали-зация - высокая конфликтность и текучесть кадров - снижение спро-са на продукцию - управление централизованно

Рисунок 2 - Стадии жизненного цикла организации

Заметим, что в начальный момент времени ресурс организации не может быть нулевым, поскольку при создании организации существует предпринимательский потенциал ее учредителя и при регистрации организации создается уставной капитал.

Основные характеристики этапов, критерии отнесения организации к этапу и стратегии их развития на каждом этапе представим таблично.


Таблица 1 - Этапы ЖЦ организации, их характеристика и критерии отнесения, стратегии и меры руководства

Наимено­вание этапа Характеристика этапа Стратегические направления Критерии отнесения организации Меры руководителя
Этап предприни­мательства - формируется жизненный цикл продукции - цели являются нечеткими ' - творческий процесс протекает свободно - занять свою нишу фирма имеет неформальную структуру, во главе управления - менеджер - собственник, функционально организованная структур 1) тщательно изучить потребительский спрос на продукцию на рынках 2) собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании 3) изыскать возможности привлечения дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников 4) рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов
Этап коллек­тивности - развиваются инновационные процессы - коммуникации в рамках предприятия и их структура неформальные -готовность к риску
Этап формали­зации и управления - структура организации стабилизируется, вводятся правила и процедуры - возрастает роль высшего руководства - процесс принятия решений становится более консервативным - расширение рынка в близлежащих областях -увеличение производства уровень продаж возрастает более чем на 15% в год, более бюрократическая организация, политика формализована 1) решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников 2) обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества продукции и поиском новых сфер приложения капитала 3) оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией.
Этап выработки структуры - увеличиваются размеры деятельности - выявляются новые возможности развития - организационная структура становится оптимальной - механизм принятия решений децентрализован - выход на смежные рынки - высокий уровень риска - прочные инновации уровень продаж возрастает, но менее чем на 15% в год, используются сложные системы контроля и планирования 1) систематически следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации 2) проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства 3) создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы команд ц т.п.
Этап упадка - уменьшается спрос - начинается отток кадров - возникают финансовые трудности - избежание риска - низкий уровень инноваций - слияние или ликвидация ограничение выпуска продукции, прибыль падает 1) рассматривать возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое дает наибольшую отдачу в кратчайшие сроки 2) изучить возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потеря v

Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально в таблице 2.

Таблица 2 - Стадии жизненного цикла организации

Стадия Факторы Рождение Детство Отрочество Ранняя зрелость Расцвет сил Поздняя зрелость Старение Обновление
Первич­ ные цели Выживание Краткосрочная прибыль Ускоренный рост Систематический рост Сбалансирова нный рост Уникальность, образ Обслуживание Обновление
Тип лидера Новатор Оппортунист Консультант Участник Корпоратив­ный деятель Государствен­ный деятель Администра­тор Реорганизатор
Организа­ционный характер Борьба Достижение Изменение Расширение, диверсифи­кация Системная ориентация Зрелость, самоудовлет­ воренность Ориентация на сложившиеся структуры Ориентация на перемены
Организа ционный образ В центре внимания - организация Местный Секционные Национальный Многонацио­нальный Международный Самодовольный Самокритичный
Концент рация энергии На новом На конкуренции На завоеваниях На координации На интеграции, управлении На приспособ­лении На продолжении существования На обновлении, развитии
Централь­ ная проблема Выход на рынок Существование Удержание доли рынка Многосторонний рост Централизация и автономность Равновесие интересов Стабильность Омоложение
Тип планиро­вания С предвидением Текущий Планирование продаж бюджета Планирование заказов, спе­циализации Сложный, комплексный Социально- политический Экстраполяция Созидательный
Метод управления Единоличный Управление, осуществляемое малой груп­пой единомыш­ленников Делегирование полномочий Децентрали­ зованный Централизо­ванный Коллегиальный Основанный на традициях Состязательный, поощряющий
Организационная модель Максимизация прибыли Оптимизация прибыли Плановая прибыль Хорошее положение Социальная ответственност ь Социальный институт Бюрократия Подражание Фениксу

ОППОРТУНИСТ – 1) человек, пользующийся обстоятельствами, умный, ловкий человек; 2) беспринципный человек, приспособляющийся к обстоятельствам, соглашатель.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: