Принципы реализации закона развития

Закон развития опирается на ряд принципов:

1) принцип инерции (запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала воздействия изменений во внешней и внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания.

Наглядно действие принципа представлено на рисунке 3.


Начало эксплуатации Выбытие из эксплуатации

новых ресурсов ресурсов

Рисунок 3 - Потенциал системы при вводе в эксплуатацию и выбытии ресурсов:

- Т1 - время запаздывания или этап нечувствительности ЖЦ системы,

Т2 – времяпродолжения эффекта или этап, на котором прошлый труд, оказывает влияние на выпускаемую продукцию или имидж компании

В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности отживших организационных структур.

2) принцип самозависимости - на ход развития компании (повышение ее потенциала- ΔR) влияет потенциал самой компании (R). Функция влияния (F) может быть представлена различным образом. Общий вид реализации данного принципа может быть описан следующим соотношением:

ΔR=F(R)

Обычно компании, имеющие большой технический, интеллектуальный и финансовый потенциал, быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие предприятия.

3) принцип эластичности - каждая компания пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий. Компании по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от имиджа, профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровней самой организации.

В зависимости от скорости изменений эластичность может иметь три уровня:

- высокая - характеризуется быстрым и плавным реагированием на воздействия внешней и внутренней среды (большой угол на графике). Например, при резком увеличении спроса на конкретный вид продукции компания быстро переключает свои мощности на производство данного вида продукции.

- средняя;

- низкая - проявляется в длительном ожидании и принятии неадекватных решений (малый угол на графике).

Можно выделить факторы, которые оказывают влияние на эластичность развития компании.

Таблица 2 – Факторы, влияющие на эластичность организации

Увеличение эластичности Уменьшение эластичности
1. Наличие в компании группы развития 1. Разработка всех стратегических решений высшим руководством компании
2. Университетская подготовка основного персонала 2. Узкопрофессиональная подготовка основного персонала
3. Ротация кадров 3. Сокращение текучести и перемещений кадров
4. Универсализация производства 4. Специализация производства
5. Частичная изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры) 5. Сильная зависимость от внешней среды
6. Резервирование и (или) страхование ключевых элементов компании 6 Работа на всех производственных мощностях
7. Унификация выпускаемых изделий и их состыковка с другими. Введение ГОСТов и ОСГов 7. Несоблюдение обязательных норм габаритов и характеристик изделий

4) принцип непрерывности - процесс изменения потенциала компании идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.

Приобретение компанией новых ресурсов постепенно изменяет общий потенциал компании. Кажущаяся дискретность (прерывистость) его изменения чаще объясняется взглядом, со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая к новому качеству или количеству.

5) принцип стабилизации - компания стремится к стабилизации диапазонов изменения потенциала, то есть к стабилизации эффективного этапа жизненного цикла - зрелости.

Для поддержания деятельности компании на необходимом уровне можно подключать новые ресурсы, выпускать новые виды продукции, внедрять системы обучения и повышения квалификации работников и т.д.

Однако успешное развитие и рост организации могут привести к развитию синдрома большого бизнеса, который характеризует следующие признаки:

- крайне централизованный и раздутый; аппарат управления;

- всеохватывающая система специальных форм и процедур принятия обычных, повседневных решений, исключающая новшества и творчество;

- рост числа всякого рода совещаний для выработки повседневных решений;

- передача решений и ответственности из одного отдела в другой Снять этот синдром: помогают методы регрессивного развития

Варианты реализации закона развития

Таблица 3 - Варианты реализации закона развития и их характеристика

Вариант реализации за­кона развития Характер действия закона
Руководитель и подчиненные не знают о законе развития Стихийный характер
В любой компании у руководителей и персонала постоянно ощущается стремление расширить ее влияние, повысить доход, материальное вознаграждение работников и обычно сильны оптимистические представления о будущей конкурентоспособности и прибыльности их продукции. Руководствуясь ими персонал будет стремиться к интенсивному расширению производства, привлечению дополнительных инвестиций. При этом: - израсходовав или неэффективно использовав имеющиеся ресурсы, компания может прервать свой жизненный цикл; - стремление быстро развиваться может привести компанию к синдрому большого бизнеса.
Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет Односторонний характер
Формой сознательной реализации закона развития является бизнес-план компании, к которому прилагаются данные о техническом и материальном обеспечении ресурсами производства. С учетом этого незапланированных запасов практически не должно быть. Однако подчиненные не знают о бизнес-плане и характере развития компании, поэтому отсутствие запасов будет восприниматься ими болезненно и они будут изыскивать возможности их создания. Как показывает практика, у руководителей, специалистов и рабочих компании всегда имеется личный или цеховой запас ресурсов на всякий случай, с которым
  они чувствуют себя более уверенно. Например, запас инструментов, бумаги и др. Однако эти запасы требуют дополнительных площадей, охраны и т.п.
Руководитель и подчиненные знают о законе развития Системный характер
Этот вариант присущ хорошо подобранному коллективу, профессионально разбирающемуся как в предмете своей деятельности, так и в ключевых вопросах организационной и управленческой деятельности. Характер действия проявляется в осознанной реализации разработанных в бизнес-плане целей и задач с помощью согласованных средств и методов. Например, в повышении качества выпускаемой продукции, снижении ее себестоимости, увеличении оборачиваемости оборотных средств. Ключевые решения руководства всегда будут находить поддержку персонала.

Бизнес-план - подробный и структурированный документ, который содержит всестороннее обоснование какого-либо направления деятельности существующего предприятия либо нового проекта, опирающееся на исследования.

В современной практике бизнес-план выполняет внутренние и внешние по отношению к предприятию функции:

1) внутренние функции:

- использование бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса (концепции) развития фирмы - эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности;

- планирование, которое позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности предприятия, разработки нового вида продукции, контролировать процессы внутри фирмы;

- Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов;

- разработка мероприятий по снижению степени риска в деятельности фирмы;

- формирование благоприятного имиджа предприятия;

- разработка плана мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций;

- вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

2) внешние функции:

- привлечение инвестиций для выполнения проектов;

- обоснование для включения проектов в государственные программы и получения средств из централизованных источников;

- получение банковских кредитов;

- обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: