Цель: расширить и углубить знания о видах и направлениях анализа текста; получить представление о языковой игре, прагматической установке и прагмастилистическом анализе текста; выработать и закрепить навык прагмастилистического анализа текста.
Ключевые понятия: прагматическая установка текста, экспрессивность, языковая игра, прагмастилистический анализ текста.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятию «прагматическая установка текста». Какова связь между прагматической установкой (ПУ) и функционально-стилевой принадлежностью текста?
2. Назовите типичные виды заголовков текстов известных вам 4 типов ПУ. Определите ПУ заголовков, укажите источники экспрессии:
Эта вечно юная флора; Много шума и… ничего; Бушечное мясо [ст. о наемниках амер. армии, воевавших в Ираке]; «Серебро» Владимира Ковалева; Хорошие примеры заразительны; Поющая глина; Обещанного Врубеля три года ждут; Эмиссия: опиум для народа; Бумага не все стерпит; Российские ученые выброшены на обочину реформ.
3. Подберите примеры разных типов заголовков, охарактеризуйте их прагматику (используйте художественные, научные, газетные и пр. тексты).
4. Дайте узкое и широкое определение экспрессивности (выразительности). Охарактеризуйте прагматическую направленность экспрессии текстов разной функционально-стилевой принадлежности, см. доп. к лекц. материалу ст. Каражаева Ю.Д., Маевского Н.Н. и др. в [117], [87], [69].
5. Прочитайте текст.