Введение
Учебное пособие по маркетингу подготовлено для студентов всех специальностей академии, изучающих данную учебную дисциплину. В нем отражены требования образовательных стандартов по маркетингу и представлены все основные аспекты комплекса маркетинга и маркетинговой деятельности.
Основная цель разработки учебного пособия – краткое и доступное представление о маркетинге и маркетинговой деятельности, позволяющие студентам получить знания о системе маркетинга и о возможностях маркетинговой деятельности для использования в бизнесе.
Практически вся учебная литература по маркетингу в России основана на работах Ф. Котлера, в пособии подходы Ф. Котлера адаптированы к российским условиям. Учебное пособие состоит из 11 разделов, в первых разделах даётся методологическое обоснование маркетинга, сущность маркетинговых исследований, особенности комплексного исследования рынка, изучение потребителей и основы стратегического маркетинга. В последующих разделах представлен комплекс маркетинга, управлении маркетингом на предприятии, международный маркетинг и сферы применения маркетинга.
В каждом разделе подготовлены тесты для самоконтроля.
Изучение методологических и методических основ маркетинга позволяет студентам сформировать целостную систему экономических знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности по выбранной специальности, так как маркетинг-инструментарий необходим для подготовки управленческих решений.
Методологические основы маркетинга.
Место маркетинга в системе наук
Маркетинг как наука и учебная дисциплина сформировался в послевоенные годы в США, хотя основные подходы были сформулированы в 30-ые годы.
Основоположник – Ф. Котлер.

Рис.1. Место маркетинга в системе наук
На рис. 1 представлено место маркетинга в системе наук. Методология маркетинга построено на использовании методологических основ целого цикла наук. Экономические науки необходимые для проведения коммерческих маркетинговых исследований, формирования ценовой политики, маркетингового анализа.
Технические науки, такие, как материаловедение и товароведение сверены с определением товаров, формированием и управлением товарной политикой.
Социально психологические науки необходимы для изучения поведения потребителей их типологии, процессов принятия решений о покупке.
Математика позволяет использовать в маркетинге экономика- математические, экономико-статистические методы исследования, математические модели, а информатика -современные информационные технологии (игры «Дельта», «Касатка»). Философия формирует последовательность умозаключений и лежит в основе всех наук. Логистика как наука о потоках в маркетинге выделена в специальный раздел «Маркетинговая логистика».
Современный маркетинг тесно связан с менеджментом, особенно в организации маркетинговой деятельности при проектировании организационных структур управления, принятии маркетинговых решений («Управленческие решения»).
Системный подход является одним из принципов маркетинга («Исследование систем управления»).






