Определение, типология и классификация рынков

Рынок есть совокупность товарных потоков (включая услуги), валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств страны или между странами.

Рынок является сферой постоянных контактов между продавцами, покупателями, посредниками, банками, страховыми компаниями, средствами массовой информации. Рынки делятся на товарные, финансовые и рынки труда.

Товарный рынок представляет собой систему экономических связей между производителями и потребителями данного товара и внутри групп производителей и потребителей.

В таблице 2 представлена матрица типологии рынков и характеристика каждого типа.

Таблица 2

Матрица типологии рынков

Типы рынков Число фирм Виды товара Контроль цен Неценовая конкуренция
Чистая конкуренция Очень много Стандартизированный Нет Нет
Монополистическая конкуренция Много Дифференцированный В узких рамках Реклама и т.п.
Олигополия Несколько Стандартизированный или дифференцированный Ограниченный Различные формы
Чистая монополия Одна Уникальный Значительный Консьюмеризм

Различают следующие классификации товарных рынков:

  • по народнохозяйственной структуре страны;
  • по уровню доходов в стране;
  • по территориальному признаку;
  • по товарно-отраслевому признаку;
  • по отношению к общественному производству;
  • по характеру конечного использования;
  • по сроку использования.

Народнохозяйственная структура страны делит рынки по типам экономического развития:

  • натуральное хозяйство;
  • страны – экспортеры сырья;
  • промышленно развивающиеся страны;
  • промышленно развитые страны.

Классификация рынков по уровню доходов связана с доходами населения, различают:

  • страны с низким уровнем доходов;
  • страны с очень низким и очень высоким уровнем доходов;
  • страны с низким, средним и высоким уровнем доходов;
  • страны с преимущественно средним уровнем доходов.

Территориальный признак делит рынки на:

  • внутренний;
  • национальный;
  • региональный;
  • мировой.

В данной классификации первичным элементом является внутренний рынок, под которым подразумевают сферу товарного обмена, ограниченную государственными границами. Национальный рынок, в отличие от внутреннего, имеет такой элемент функционирования, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок – это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций.

Региональный рынок – объединяет национальные рынки стран, расположенных на одной территории, например, рынок стран Северной Америки.

Мировой рынок – совокупность национальных рынков.

Мировой рынок может быть закрытым, открытым, или преференциальным.

Закрытый мировой рынок – это внутрифирменные поставки, представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями корпораций (ТНК).

Открытый мировой рынок – это обычная коммерческая деятельность неограниченного круга независимых покупателей и продавцов.

Преференциальная зона мирового рынка – торговые сделки по долгосрочным контрактам, торговля между региональными торгово-экономическими группировками (ЕЭС, Канада – США).

Товарно-отраслевой признак классификации рынков выделяет рынки машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.

По отношению к общественному производству рынки делятся на две группы:

· рынки товаров материального производства (сырье, машины и оборудование и т.д.);

· рынки товаров духовного производства (технологии, ноу-хау, произведения искусства, книги и т.д.);

Характер конечного использования товаров выделяет рынки товаров производственного и потребительского назначения.

Срок использования товаров классифицирует рынки по долговременному использованию, краткосрочному и одноразовому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: