Сущность и показатели конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Конъюнктура характеризуется следующей системой показателей:

1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам.

Показатели:

1.1. объем, структура и динамика предложения;

1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения;

1.3. эластичность предложения.

2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам.

Показатели:

2.1.спрос и дифференциация по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;

2.2.потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам), емкость рынка средств производства, емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

2.3. эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка.

Показатели:

3.1. соотношение спроса и предложения;

3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;

3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг);

3.5. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;

3.6. структура покупателей (оптовых – по формам собственности, розничных – по социально-демографическими другим потребительским признакам);

3.7. региональная структура рынка.

4. Тенденция развития рынка.

Показатели:

4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка.

Показатели:

5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и пространстве;

5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

6. Региональные различия состояния и развития рынка.

Показатели:

6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;

6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения);

6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

7. Деловая активность.

Показатели:

7.1. портфель заказов, его состав, заполняемость и динамика;

7.2. число, размер, частота и динамика сделок;

7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

8. Коммерческий (рыночный) риск.

Показатели:

8.1. инвестиционный риск;

8.2. риск принятия маркетинговых решений;

8.3. риск случайных рыночных колебаний.

9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции.

Показатели:

9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

9.2. общий объем реализации товаров (продукции и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);

9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;

9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: