Введение. Наука риторика: специфика и сущность

О.И.Марченко

Искусство оратора

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

РИТОРИКА КАК ТЕОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Наука риторика: специфика и сущность

Предметно-теоретическая структура риторического процесса

РИТОРИКА КАК ЯВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Риторика как практическая философия античности

Риторика в свете эстетических воззрений Ренессанса

Риторика и классическое образование в Западной Европе и в России в XIX веке

ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Риторика как средство воспитания совершенного человека: становление идеи

Речевой этикет как нравственность и искусство

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Современная американская риторика как искусство речевой коммуникации

Социальные и духовно-нравственные проблемы отечественной риторики

ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Исполняя «роль» оратора

Артистизм речевого действия

Дикция: от звука к смыслу

Интонационное богатство речи

Красноречие языка тела

Игра как метод тренинга

Использованная литература

ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Дыхание

Голос

Дикция

Интонация и жесты

Слово

Фигуры красноречия

Заключение

Приложение

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

ВВЕДЕНИЕ

Неправда ли удивительно, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, намерений и желаний, достигает слуха другого человека, и всё это становится доступным этому человеку, и он постигает их сокровен­ный смысл!

Неправда ли удивительным свойством наградила нас природа, подарив возможность свое внутреннее неповторимое Я выражать при помощи речи, слова, звука! Эта способность считается наивыс­шим и самым совершенным приспособлением человека. Извечная проблема состоит в том, что «наивысшая и самая совершенная» сигнальная система - вербальная система частенько подводит нас. Давайте и мы зададимся вопросом - «язык мой...» друг или враг?

Каждый человек по-своему интуитивно, методом проб и ошибок, корректирует свое речевое поведение. Ибо, так или иначе, каждый хочет быть интересным собеседником, увлекательным рассказчиком, красноречивым оратором. Каждый человек хочет быть замечен, услы­шан, понят, принят, любим... «Заговори, чтобы я тебя увидел...» -мудро и емко заметил когда-то Сократ. И с тех пор (а со времен Со­крата прошло 2,5 тыс. лет) для нас ничего не изменилось. Все также человеческая суть проявляется в общении с другими. И все так же мы хотели бы наладить это общение наилучшим образом, так как от этого зависит наше благополучие. Все так же манера говорить - один из компонентов успеха личности в любой сфере деятельности. Рече­вое мастерство выводит человека на авансцену общественной жизни, придает ему чувство уверенности в своих силах.

Для того чтобы познать секреты искусства оратора следует обра­титься к древней науке, название которой риторика. Она изучает действующего речью человека и рекомендует правила искусной, целесообразной и убедительной речи. Понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знания не раз претерпевало существенные изменения.

Можно говорить о разных подходах к пониманию сути риторики:

- как самой реальной речевой деятельности;

- как учебной дисциплины, составляющей основу классического гуманитарного образования;

- как технологии речевого мастерства;

- как науки, разрабатывающей законы оптимального осущест­вления речевой деятельности в различных социальных сферах,

- как особого искусства речи - прикладного искусства слова, составляющего единство практической направленности и художест­венно-образного воплощения.

Именно искусство речи есть наивысший уровень риторических умений, истинного красноречия - результат целенаправленной и сознательной деятельности человека, решившего стать оратором.

Базовым основанием ораторского искусства является традицион­ный античный риторический канон. Он задает оптимальное направле­ние на пути от мысли к речевому действию и включает в себя пять этапов изобретение, расположение, выражение, запоминание и произнесение. Охарактеризуем кратко каждый из них.

1. Инвенция, или изобретение, - это этап размышления, «нахож­дения мыслей», интеллектуального усилия, это момент открытия, новизны, это запрет на создание нетворческой речи.

2. Диспозиция, или расположение, означает организацию частей речи, построение целостного произведения, достижение пропорцио­нальности и законченности.

3. Эпокуция, или выражение, - это словесное оформление речи: отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами, стилистика текста.

4. Мемория, или запоминание, - это способность отбирать, со­хранять и воспроизводить необходимую информацию.

5. Акция, или исполнение, - последний этап риторического кано­на, - это произнесение, т.е., по существу, сиюсекундная жизнь текста, само речевое действие с его выразительными возможностями. Оно и будет предметом нашего внимания дальше.

На этапе исполнения проявляются актерские данные оратора, используется вся палитра вербальных и невербальных (словесных и несловесных) выразительных средств

Звуковая волна несет в себе информацию об определенном состоянии человека, его речевом намерении. Это проявляется в рит­мических, тембровых, мелодических изменениях. Немаловажное значение для оживления смыслов имеет «язык» тела, возможность мимики, жестов и движений участвовать в общении и быть «убеди­тельными».

Ораторское искусство - это речевая деятельность, основной характеристикой которой является именно убедительность слова. Убедительность (или действенность) как главное качество речи

является особенностью риторического подхода. В отечественной традиции вопрос об эмоционально-воздействующей силе слова был заострен Ломоносовым поправкой при определении сути красно­речия. В первой редакции Риторики 1744 года (этот труд при жизни автора оставался в рукописи и был впервые опубликован в 1895 г.) всякую данную материю следовало «пристойными словами изобра­жать» так, чтобы слушателей о справедливости ее удостоверить. В конечной редакции предпочтение было отдано влиятельности речи, что выразилось в определении красноречия как умения о всякой данной материи красно говорить, чтоб тем самым преклонять других к своему мнению.

Напомним, что идеальный оратор в античном представлении соединяет в себе мысль философа, тонкость диалектика, язык поэта, память юрисконсульта и, наконец; выразительный голос и пластику актера. Искусство оратора является не суммой, а именно ансамблем различных человеческих качеств, сформировать и усовершенство­вать которые в его власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: