Упражнения. Найдите звуком м-м-м-м-м свою речевую середину

«САМОЛЕТ»

Найдите звуком м-м-м-м-м свою речевую середину. Имитируя звук летящего самолета, «рисуйте» кистью руки и звучанием голоса движение самолета. Наиболее удобные звуки по высоте были взяты в среднем регистре {это ваша «речевая середина»); набирая высо­ту, переходите в головной регистр, проверьте максимально доступ­ную вашему голосу высоту («потолок» голоса), а теперь опускайтесь вниз, в грудной регистр (самый низкий тон звучания называется «дном» голоса). Меняйте траекторию полета, скорость движения, крутите ладонью пируэты и мертвые петли, требующие переключения трех типов выдыхания. Направляя все внимание на движение руки, проверьте качество звучания на разных высотах своего голоса. Заставьте работать одновременно все резонаторы: при звучании голо­са на высоких тонах должен работать грудной резонатор, на низ­ких - головной резонатор. Посадите самолет на «дно» голоса, взяв возможно низкий тон.

«ЛЕСТНИЦА»

Обозначьте кистью руки «подвал» голоса. Весело и легко «пры­гайте» по «этажам» своего голоса. Распределяйте постепенно, с небольшими интервалами сначала повышение голоса, затем - пони­жение. При этом помогайте рукой. Сохраняйте свободное звучание на наиболее трудных для голоса верхних и нижних «этажах», т.е. в головном и грудном регистрах.

Подвал,

И первый этаж,

И второй этаж,

И третий этаж,

И четвертый этаж...

И десятый этаж,

Потолок!

И десятый,

И девятый,

И восьмой,

И седьмой...

И первый,

Подвал.

«ГДЕ МАМА?»

— Мам, а мам!

Позовите маму три раза, меняя посыл звука. Представьте, что она находится в соседней комнате, на чердаке дома, в подполе. Старайтесь, чтобы звук долетел до нее. Не услышав ответа, позови­те ее еще и еще раз. При изменении высоты звучания следите за качеством «коварного» гласного А, сохраняйте мягкую атаку.

«ТРАП»

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной,

Я звуку помогу рукой,

«Подлаивать» не забывать

И все три трапа можно взять.

Вот первый трап, он невысок,

Все тело делает прыжок:

С ТРАВЫ НА ТРАП,

С ТРАПА НА ТРАВУ.

(«Прыжки» в грудном регистре)

Второй трап выше,

Ничего, сейчас возьмем мы и его:

С ТРАВЫ НА ТРАП,

С ТРАПА НА ТРАВУ.

(«Прыжки» со «дна» голоса в средний регистр)

Ого, а третий как высок!

Сейчас проверим потолок.

Нет, голос мой не подведет,

От «петуха» нас «лай» спасет:

С ТРАВЫ НА ТРАП,

С ТРАПА НА ТРАВУ.

(«Прыжки» со «дна» голоса в головной регистр)

Теперь уже без лишних слов

Подряд три трапа взять готов:

С ТРАВЫ НА ТРАП,

С ТРАПА НА ТРАВУ...

(Повторяем три «прыжка» подряд, сопровождая их движением кисти руки, беря нужную высоту).

3. В. Савкова

Именно по мелодическим рисункам, которые хранятся в нашей памяти, мы воспринимаем и понимаем общий смысл высказывания раньше, чем анализируем смысл текста. Высокими и низкими тона­ми сопровождаем знаки препинания. «Отнимите отточки ее финаль­ное, завершающее понижение, и слушатель не поймет, что фраза окончена, и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него звуковое «кваканье», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура - к ответу, восклицатель­ная - к сочувствию и одобрению или протесту, две точки - к внима­тельному восприятию дальнейшей речи и т.д.»

(К. Станиславский).

«ТОЧКА»

Мелодический рисунок повествовательного предложения в русской речи имеет восходяще-нисходящую линию звучания.

Распространенной ошибкой современных ораторов является неумение, развив в предложении или во фразе эту мелодическую схему, завершить интонационно мысль, положить голос на «дно», придав этим законченность своему высказыванию. «Задирая» концы фраз, мы создаем впечатление неуверенности, сомнения, недогово­ренности. Поучите друг друга следующим текстом, «рисуя» одно­временно рукой его восходяще-нисходящий мелодический рисунок:

Чтоб выразить активно точку,

Ты, тренируясь, заодно,

Представь себе огромный камень,

Летящий в пропасть,

вниз,

на дно.

3. В. Савкова

«Модуляции голоса - самая прекрасная из всех прелестей крас­норечия. Это музыка речи» (Р Гаррис). Тренируйте гибкость голоса, стремясь расширить границы его диапазона. Голос на верхних тонах не должен звучать визгливо или инфантильно, а на нижних-тяжело и напряженно. Помните, что «опертые» низкие тона голоса более благозвучны и дают больший простор для модуляций. Они придают речи покой, уверенность, убедительность.

Модуляции голоса варьируют высоту основного тона речи. Выра­жение Умерьте тон! означает «не повышайте голос», «не кричите». Общение будет благоприятным, если собеседники сумели в разгово­ре, как говорят, выбрать правильный тон или задать верный тон, подстраиваясь под тон другого. Неверный тон, как правило, приводит к нарушению общения.

Еще одним важным паралингвистическим средством вырази­тельности речевого действия является язык движений и жестов. Специальная наука о жестах носит название кинесика.

В повседневной жизни 80% информации человек получает бла­годаря зрению, и только 16% - благодаря слуху. Иногда то, как люди стоят или сидят, как располагаются по отношению друг к другу, как меняют позы во время беседы, как, наконец, они смотрят друг на друга, играет решающую роль в общении. Оратор действует на слу­шателей всей своей физической сущностью. От взгляда аудитории не ускользает ни одно движение, выдающее подчас нерешитель­ность или самоуверенность, равнодушие или нервозность говоря­щего. Бегающие глаза, сутулость, бессмысленные движения рук, любой фальшивый жест может убить слово. Это связано с незна­нием простых норм физического поведения перед аудиторией.

Необходимо знать, что

-внутренняя жизнь человека проявляет себя в активной внешней пластической жизни тела;

- жест предшествует речи;

-действие выражается не одной какой-либо частью тела вне связи с другими, а в совокупности всем физическим существом человека;

- в движениях не должно быть ничего лишнего, случайного и нецелесообразного;

-наиболееотзывчивыми, мягкими, выразительными, действен­ными в пластике являются руки;

-одна рука проявляет себя активней, тогда как другая ей вторит, поддерживает, сопровождает, дополняет ее;

- органичность жеста заключается в том, что он не показывает, а выдает наши мысли и чувства;

- пластика должна быть созвучна эстетическим представле­ниям своего времени, отвечать национальной культуре народа.

Таковы некоторые законы пластической выразительности, их соблюдение сделает «убедительным» наше тело, ведь, как утверж­дает риторика, язык телодвижений почти также красноречив, как словесная речь.

«СКАКАЛКА»

Соединим произнесение текста с активным физическим дейст­вием.

Прыгайте с воображаемой скакалкой и произносите стихи, легко и четко скандируя их по слогам в такт прыжкам. Меняйте темп прыж­ков и речи, добиваясь их полной синхронности:

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!

Можно прыгать целый час

Использование речеручного рефлекса в выполнении упражне­ний не только учит координировать речь и движение, но и помогает найти верный характер звучания, овладеть физической свободой, частичным мышечным напряжением, естественностью, непринуж­денностью и выразительностью пластики нашего тела.

«ЗАРЯДКА»

Изящно, ловко, без напряжения сопровождайте текст соответст­вующими физическими движениями, тренируйте координацию речи и движения. Свобода дыхания обеспечивается сбрасыванием воз­духа при выдохе вместе со звуками речи и рефлекторностью вдохов.

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку,

Влево-вправо поворот.

А теперь наоборот.

Приседаю, поднимаюсь.

Прогибаюсь, наклоняюсь,

Пол руками достаю,

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

На одной и на другой —

Нет одышки никакой!

Л. Глотова

«ВАЛЬС»

Танцуем вальс, используя текст в качестве сопровождения.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Снова заданье —

В медленном вальсе

Кружиться легко.

И сохраняя

Свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны

И плавны движения,

Так же и речь

Мелодично звучит.

С музыкой слиться —

Одно наслаждение,

В ритме живешь ты,

И чувство не спит.

Вальс увлекает,

Движенья прекрасны.

Радость кружит

Все быстрей и быстрей.

Вихрем несет, и становится ясно:

Голос, дыханье — во власти моей!

Кончился вальс.

Как дыханье? Ритмично!

Значит, справляюсь с заданьем

Отлично!

В. Макарычева

!!! Напишите и произнесите речь-представление себя Назовем ее «Знакомьтесь, это яЬ> Расскажите в ней об особенностях вашего характера, о своих интересах и предпочтениях, об интересных фактах биографии. Что говорит о вас ваше имя? Соответствуете ли вы своему знаку зодиака?

Возможен вариант самопредставления, использующий следу­ющую схему

Мое самое главное достоинство

Мой самый большой недостаток

Увлекаюсь

Ценю

Люблю

Мое жизненное кредо

Как вы думаете, можно ли считать приведенные ниже тексты примерами подобных речей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: